Екатерина Комиссарова. Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми

Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности»
Выполнила КОМИССАРОВА Е.И.
Проблема одаренности в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных проблем  совершенствования  системы  образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в  особом внимании и руководстве. Однако в силу  личностных  особенностей  такие  дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и  мышления,  они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь  капля  в  море психологических проблем,  появляющихся  у  учителей  и  родителей  одаренных детей в наше время.
Цель  исследования:  изучить  проявления   одаренности   у   детей   и ее поддержки.
Задачи:
—  раскрыть в полном объеме понятие   одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— Внедрить комплекс психодиагностических методик для выявления одаренности, связей одаренности с личностными и социально-психологическими особенностями, с базовыми профессиональными направлениями детей
—  рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие и определение одаренности у детей
ОДАРЕННОСТЬ  -  значительное  по  сравнению  с   возрастными   нормами опережение в умственном развитии либо  исключительное  развитие  специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только  в  процессе обучения  и  воспитания,  в  ходе   выполнения   ребенком   той   или   иной содержательной деятельности. Проявления  умственной  одаренности  у  ребенка связаны  чрезвычайными возможностями  детских  лет   жизни.  Нужно  иметь  в виду, что в ранние дошкольные    годы  стремительное    умственное  развитие происходит  у  всех   детей,  оказывая  решающий  вклад    детских   лет   в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства  признаков  одаренности  и состоит  в том, что  в  них  непросто  выделить  собственно  индивидуальное, относительно не  зависимое  от  возрастного.  Так,  наблюдаемая   у  ребенка высокая  умственная  активность,  особая  готовность  к  напряжению   —  это внутреннее условие  умственного  роста.  И  не  известно,  окажется  ли  оно устойчивой особенностью  и  на  последующих  возрастных  этапах.  Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли  также  могут  быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт,  что  они  получат дальнейшее  развитие.  При  этом  ранние  проявления  одаренности   еще   не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно  предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Скачать проект


Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе  и  предпосылках одаренности. Современные исследования  в  этой  области  направлены  на  то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и  других  методовраскрыть соотношение биологического и  социального  в  природе  одаренности.
Одаренные дети,  демонстрирующие  выдающиеся  способности  в  какой-то одной области, иногда ничем не  отличаются  от  своих  сверстников  во  всех прочих отношениях.  Однако,  как  правило,  одаренность  охватывает  широкий спектр  индивидуально-психологических  особенностей.  Большинству  одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от  большинства  сверстников. 
Одаренных детей, как  правило,  отличает  высокая  любознательность  и исследовательская активность.  Психофизиологические  исследования  показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая  активность  мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно.  Поэтому  ограничение  их  активности  чревато негативными реакциями невротического характера.  Одаренных  детей  в  раннем возрасте отличает способность  прослеживать  причинно-следственные  связи  и делать  соответствующие  выводы;   они   особенно   увлекаются   построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более  быстрая  передача нейронной   информации,   их   внутримозговая   система    является    более разветвленной, с  большим  числом  нервных  связей.  Одаренные  дети  обычно обладают отличной памятью, которая основана  на  раннем  овладении  речью  и абстрактным  мышлением.   Их   отличает   способность   классифицировать   и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться  накопленными знаниями.
Чаще      всего  внимание  к      одаренным  детям     привлекает   их большой         словарный      запас,       сопровождающийся        сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение  ставить  вопросы.    Многие одаренные дети с удовольствием читают словари  и  энциклопедии,  придумывают слова,  должные,  по  их  мнению,  выражать    их  собственные   понятия   и воображаемые события, предпочитают игры,  требующие  активизации  умственных способностей.
Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация  внимания  на чем-либо,  упорство  в  достижении  результата  в  той  сфере,  которая   им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие  интересов  иногда приводит к тому, что  они  начинают  несколько  дел  одновременно,  а  также берутся за слишком сложные  задачи.  У  них  также  есть  расположенность  к четким  схемам  и  классификациям.  Например,  они  могут   быть   захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов,  дат,  выписыванием  в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
Очень важно своевременно уловить, не  упустить  черты   относительного постоянства индивидуальности у детей,  опережающих  в  умственном  отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это  достаточно  устойчивые  особенности именно  индивидуальных  проявлений  незаурядного,  растущего   с   возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга   по  видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующее.
Художественная одаренность.
Этот вид  одаренности  поддерживается  и  развивается   в  специальных школах, кружках, студиях. Он  подразумевает  высокие  достижения  в  области художественного  творчества  и  исполнительского   мастерства    в   музыке, живописи, скульптуре,  актерские  способности.  Одна  из  серьезных  проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались  и  уважались эти способности.  Эти  дети  уделяют  много  времени,  энергии  упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У  них  остается  мало  возможностей для успешной учебы, они  часто  нуждаются  в  индивидуальных  программах  по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и  сверстников. 
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является  то,  что  дети  с  одаренностью  этого  вида  быстро овладевают  основополагающими  понятиями,  легко  запоминают   и   сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной  характер  имеет  академическая   одаренность,  которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным  предметам  и  является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие  результаты  по  легкости  и  быстроте продвижения  в математике или  иностранном  языке,  физике  или  биологии  и иногда  иметь   неважную   успеваемость   по   другим   предметам,   которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная  избирательность  устремлений  в относительно узкой  области  создает  свои  проблемы  в  школе  и  в  семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок  не  учится  одинаково хорошо по всем предметам,  отказываются  признавать  его  одаренность  и  не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит  в  следующем.  Одни  специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов  одаренности,  которые  не  могут  быть   представлены   отдельно   от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает  на  том,  что  есть лишь один вид одаренности — творческая: если  нет  творчества,  бессмысленно говорить  об  одаренности.  Другие  исследователи  отстаивают  правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного  вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность  порождается  или  способностью продуцировать,  выдвигать  новые  идеи,  изобретать  или   же   способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.
Вместе  с  тем  исследователи  показывают,  что  дети  с  творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик,  которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в  учителях  и окружающих людях:
. Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;
. Большая независимость в суждениях;
. Тонкое чувство юмора;
. Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
. Яркий темперамент;
Социальная одаренность.
Определение социальной  одаренности  гласит,  что  это  исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения  с  другими людьми. Выделяют  такие  структурные  элементы  социальной  одаренности  как социальная  перцепция,  просоциальное  поведение,   нравственные   суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности  в нескольких  областях.  Она  предполагает   способности   понимать,   любить, сопереживать, ладить  с  другими,  что  позволяет  быть  хорошим  педагогом, психологом,  социальным  работником.  Таким   образом,   понятие   социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений,  связанных  с  легкостью установлений и высоким качеством межличностных  отношений.  Эти  особенности позволяют быть лидером, то есть  проявлять  лидерскую  одаренность,  которую можно  рассматривать  как  одно  из   проявлений   социальной   одаренности.
Существует множество определений лидерской  одаренности,  в  которых  можно, тем не менее, выделить  общее черты:
. Интеллект выше среднего;
. Умение принимать решение;
. Способность иметь  дело  с  абстрактными  понятиями,  с  планированием
будущего, с временными ограничениями;
. Ощущение цели, направления движения;
. Гибкость; приспосабливаемость;
. Чувство ответственности;
. Уверенность в себе и знание себя;
. Настойчивость;
. Энтузиазм;
. Умение ясно выражать мысли;
Перечисленные виды  одаренности  проявляются  по-разному  и  встречают специфические  барьеры  на   пути   своего   развития   в   зависимости   от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Просмотров: 478
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Варвенко Татьяна Геннадьевна, Маркова Ксения Викторовна. Проект по развитию социальной одаренности для детей старшего дошкольного возраста «Маленький оратор».
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Завгороднева Ольга Александровна. Одаренность - дар или наказание?
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Лазарева Мария Михайловна. Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Надежда Бакалдина. Развитая речь - одаренность ли?
  • Савельева Татьяна Геннадьевна. Реформы и их влияние на выявления развития одаренных детей.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Александрова Ольга Владимировна. «Клубное движение, как форма взаимодействия и поддержки одаренных детей ДОУ и школы»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Пироженко Елена Ивановна. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно…»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь