Дорогина Анастасия Александровна. Родителям на заметку 'Родительское программирование'

Родителям на заметку Родительское программированиеРодителям на заметку "Родительское программирование"

«Коня ведут уздечкой, а человека –словом» (нар. посл)

Слово может ранить душу. Но слово, сказанное родителями, может также программировать судьбу. У маленького ребенка, безгранично любящего своих родителей и доверяющего им, нет возможности критично относиться ко всему тому, что происходит рядом. Образ жизни, приоритетные ценности, все, что говорится родителями, ребенком воспринимается за чистую монету, как истина жизни. Особенно, это касается раннего детства.

 

В средние века монахи брали на воспитание ребенка именно до 7- летнего возраста, понимая, что вложенное ими уже будет с этим человеком навсегда. С первых дней жизни самые близкие ребенку люди намеренно или бессознательно передают ему какие-то послания, заводят механизмы некоего программирования, которые будут диктовать человеку то, как надо жить и мыслить, чувствовать и воспринимать этот мир. Освободиться от этого очень трудно, потому что это вошло в глубины нашего сознания.

В чем заключаются механизмы родительского программирования и как они начинают действовать, влияя на жизненный сценарий? По мнению Э. Берна, выдающегося психолога, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди», все начинается еще с зачатия ребенка. «Происходило ли это случайно, в страстном порыве, по любви, насильно, обманом, сделано ли назло или покорно? Что было предпосылкой к такому событию? Если оно планировалось, делалось ли это с теплотой или с холодком, просто или педантично, с разговорами или в молчаливом единении? В сценарии могут обнаружиться те же самые качества. Воспринимается ли секс как грязь, случайность, таинство или развлечение? Пытались ли сделать аборт? Сколько их было, сколько попыток забеременеть? Все эти факторы повлияют на построение еще не родившегося ребенка».

Одно из первых формирующихся представлений младенца заключается в том, что гарантией безопасности от страха и голода является любовь матери, и он начинает прикладывать усилия к тому, чтобы добиться этой любви. Если ребенок не уверен в ней, он становится мнительным и пугливым. Ребенка может напугать то, что в силу своего возраста ему просто не понятно. Почему мама прервала вдруг кормление, не приласкав его? Основываясь на опыте первых лет своей жизни, дети принимают преждевременные решения, касающиеся представления об этом мире и о том, как они чувствуют себя в этом мире по сравнению с окружающими.

Возможны следующие жизненные позиции:

Я в порядке (Я+) — Ты в порядке (Ты+) — успех

Я в порядке (Я+) — Ты не в порядке (Ты-) — превосходство

Я не в порядке (Я-) — Ты в порядке (Ты+) — депрессивностъ

Я не в порядке (Я-) — Ты не в порядке (Ты-) безнадежность

Люди, не имеющие какой — либо одной устойчивой позиции, — нестабильные, тревожные личности.

Жизненная позиция принимается уже в первые месяцы кормления ребенка. Все дети начинают с позиции «Я+Ты+». Эрик Эриксон такую позицию называет, как «основное базовое доверие». Оно подразумевает то, что младенец чувствует себя в гармонии с миром, и всё находится в гармонии с ним.

Через прикосновения, разговоры, но в первую очередь через свое собственное положительное эмоциональное состояние, мать обеспечивает чувство безопасности, любви и принятия, что служит прообразом внешнего мира. И ребенок решает: «Этот мир хороший, когда-нибудь я сделаю его лучше», — через науку, поэзию, музыку». Если вдруг мать перестает защищать его и заботиться о нем, то ребенок меняет свою позицию на «Я-» или «Они-», перейдя из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия.. И тогда ребенок решает, что «это ужасный мир» или «заурядный мир», где ты делаешь то, что должен и в перерывах развлекаешься»; либо — «жестокий мир, где ты хороший подчиненный и шуршишь чужими бумагами»; либо «трудный мир, где надо сгибаться, имея с кем-то дело, извиваться, бороться за жизнь»; либо «мрачный мир, только и остается мечтать в баре»; либо — «пустой мир, где ты посылаешь все к чертовой матери (где ты сдаешься)»

Часто дети воспринимают речь взрослого через призму своего детского или, как называет Э.Берн, «марсианского» мышления.

Например, мама, желая внушить ребенку уважение к тому, что ей пришлось пожертвовать чем – то (учебой, престижной работой) и посвятить драгоценное время самому ребенку, может добиться совершенно другого результата. Ребенок может испытывать постоянное чувство вины из- за того, что мама не смогла быть счастлива из- за его рождения и, если его не станет, то ей будет снова хорошо. В данном случае это одно из самых деструктивных родительских посланий: «Не живи». Фразы, исходящие из родительских уст, Берн называет посланиями, а т.к. воздействия их обретают характер постоянства — «родительским программированием». Трудно даже вообразить силу подобных материнских слов по отношению к ребенку... Нежные слова, внушающие надежду на прекрасную долгую жизнь, или грубый голос, который заставляет ощущать ребенка не нужным, отвергнутым: «Исчезни»; «Чтоб ты провалился»; «Ты кончишь, как твой отец (алкоголик)» — приговор на всю жизнь, такие команды Э.Берн называет «сценарным итогом».

Самые деструктивные родительские послания: «Не живи», «Не расти», «Не будь ребенком», «Не думай», «Не чувствуй», «Не доверяй», «Не будь собой».

Рассмотрим фразы, которые запускают послание «Не чувствуй»:

  • Взр.: «На улице холодно».

Реб: «Мне жарко!

Взр. «Нет, тебе не может быть жарко, если на улице холодно!»

  • «Нельзя сердиться на маму! Это очень плохо!»
  • «Ах, какой вкусный супчик! Папе нравится, бабушке нравится, и тебе тоже нравится! Что значит, не нравится?! Всем нравится! «Есть нужно все, что дают. Тарелка должна быть чистой».
  • «Тебе не горячо! Нормальная вода!»
  • «Это совсем не больно, не придумывай!»
  • «Что значит — не голодный? Ешь, давай!»
  • Взр.: «Ты устал, поэтому…

Реб.: «Я не устал!»

Взр: «Я же вижу, что устал, не спорь со мной!»

  • «Какая усталость?! Ничего ты не устал, всего два упражнения сделал!»
  • «Чего ты расстроился? Тут не из – за чего расстраиваться!»

Ребенок слышит: «Я не могу и не должен это чувствовать, все, что я чувствую, это не важно». В данном послании происходит блокировка, запрет не только на проявление эмоций и чувств, но и само их ощущение. В результате человеку бывает трудно устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми. В силу того, что человек не осознает, что испытывает радость, грусть, обиду, гнев или раздражение, он прячет их глубоко, не разрешая выходить этим чувствам, что может отрицательно сказываться на здоровье. Или давать выход эмоциям деструктивными способами. Например, не осознавая, что затаились обида и гнев на начальника, человек становится раздражительным во всем, часто делая разрядку на других людях. Нередко среди таких взрослых встречаются люди, страдающие ожирением и тщетно пытающиеся похудеть. Они съедают гораздо больше пищи, чем объективно требуется их организму, т.к. физические ощущения их обманывают.

К счастью, родительские установки, предписания, свои жизненные позиции трудно, но можно изменить! Э.Берн указывает на то, что иногда они сами меняются под воздействием внешних обстоятельств, таких как возникшее чувство любви или, напротив, случившееся несчастье. Изменить человека может психотерапия или саморазвитие. Э.Берн неоднократно в своих книгах подчеркивает, что после получившего родительского приказания, еще даже будучи ребенком, человек сам решает, что с ним делать: воспринимать его в чистом виде, преобразовать, смягчая его, либо вообще не принять, сказав, например следующее: «Это послание — проблема моей матери, а не моя».

А молодым родителям стоит задуматься над этим вопросом, и отнестись к процессу воспитания с особой ответственностью, понимая, что являются основными сценаристами жизни своего малыша. Не зря в народе говорится: «Коня ведут уздечкой, а человека – словом».

Просмотров: 315
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь