Лапшова Людмила Владимировна. «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

«Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ на участие в конкурсе творческих разработок учителей, педагогов и преподавателей образовательных организаций Ямало-Ненецкого округа «Инновационные технологии в современной образовательной организации»

Скачать конспект

Направление: «Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС»

 

Разработчики инновационного проекта:

Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф., специалисты психологической службы детского сада «Солнышко» с. Яр-Сале, 2015 года

Информационная карта проекта

Название проекта «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Цель проекта Сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Задачи проекта 1.Повысить психолого — педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.

2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

3. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.

4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.

5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Разработчики Лапшова Людмила Владимировна, Ваганова Светлана Федоровна — специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Тип проекта коллективный, творческий.

Участники проекта воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Срок реализации проекта краткосрочный (с 16 по 27 ноября 2015 года).

База реализации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный. Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ.

Второй этап — практический. Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства.

Третий этап– заключительный. Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников и результативности профилактической работы.

Новизна проекта Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.

Краткая аннотация проекта:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.

Как известно, психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Согласно введения в ФГОС дошкольного образования, мы сочли необходимым в работе, сделать акцент на совместную деятельность родителей, педагога и детей, используя интеграцию разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения.

До реализации данного проекта в детском саду проводились мероприятия по здоровьесбережению, ориентированные только на воспитанников. В проектной деятельности намипредставлен и обобщен опыт проведения и интеграции различных мероприятий по профилактике психоэмоционального напряжения всех участников образовательного процесса ДОУ. Стремясь достигнуть своей базовой цели – сохранения и укрепления психического здоровья участников проекта, специалисты психологической службы включаются в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливают продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Такая форма работы, как «Неделя психологического здоровья» — этоодно из организационных средств решения данной проблемы, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых.

В рамках проекта «Калейдоскоп настроений» в нашем дошкольном образовательном учреждении проводилась «неделя психологического здоровья» при разработке проектной деятельности мы опирались на следующие рабочие принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных возможностей детей
  • мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня)

- события недели должны охватывать по возможности весь детский сад (сотрудников, родителей и детей).

Актуальностьпроекта.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья человека очевидна. Особенно, у нас, жителей Заполярья, «Полярный синдром» — это не болезнь, а реакция организма на действие комплекса факторов высоких широт. Не только полярная ночь, но и полярный день в Заполярье – характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. И педагог часто не может определиться в выборе приемов и методов для налаживания эффективного взаимодействия с такими детьми.

Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям. Родители зачастую испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

  • ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  • социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  • глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.

Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми (сотрудники, родители). Тем более, что необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Так как проблема психоэмоционального состояния актуальна и для сотрудников детских учреждений.

Таким образом, особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между психологами, педагогами и родителями детей.

Таким образом, возникшие проблемы, с одной стороны важность и необходимость повышения психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Данный материал представляет собой обобщение актуального опыта методической и практической работы специалистов психологической службы по вопросам психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом новых требований.

II. Новизна проекта

  • Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.

III. Направление проекта:

  • Поиск новых направлений и форм психолого- педагогической работы.
  • Развитие творческого потенциала в процессе совместной деятельности детей и взрослых с использованием инновационных технологий в МБДОУ.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы.

IV. Целевая аудитория: воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

V. Методологическое обеспечение проекта:

Теоретическое

  • В.Г. Алямовская, С.Н. ПетровскаяПредупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
  • Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ
  • Калинина Р.Р. Психолог-педагогическая диагностика в детском саду
  • КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей
  • Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ
  • Никифоров Г.С. Психология здоровья
  • Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей
  • Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.

Существует множество приемов и методов, упражнений непосредственно формирующих навыки конструктивного общения, навыков снятия эмоционального напряжения, усталости и другое.

Методы и приемы, используемые в проекте: наблюдение, беседы, игры: игровые сеансы, дидактические, игры-путешествия, коммуникативные, сюжетные игры; занимательные аутотренинги, сказкотерапия, исследовательская, творческая и проектная деятельность, методы арттерапии, изотерапии, мониторинг.

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Повысить психолого — педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.
  2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
  3. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
  4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.
  5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
  6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.

VI. Гипотеза проекта: использование творческого проекта направлено на формирование позитивных установок у детей и взрослых, на внедрение и поиск новых подходов к решению проблемы профилактики психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ, а также на улучшение психоэмоционального состояния детей и взрослых.

VII. Стратегия осуществления творческой проектной деятельности.

Данный проект реализован в рамках психолого-педагогической системы на базе МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа:

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка, родителя и ребенка, самостоятельной детской деятельности;
  • с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;
  • с сотрудниками и родителями – в совместной деятельности специально организованных мероприятий;
  • с помощниками воспитателей в совместной деятельности специально организованных мероприятий.

Работа над творческим проектом психолого-педагогического взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Просмотров: 658
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Афанасьева Марина Анатольевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ на снятие психоэмоционального напряжения
  • Ольга Ульянич. Презентацию. 'Семейный клуб 'Успех', как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса'
  • Ефимова Юлия Владимировна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Зумбадзе Этери. Способы снятия психоэмоционального напряжения для педагогов:
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Мальцева Людмила Владимировна. «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через реализацию управленческих проектов»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Сачкова Татьяна Михайловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Квест — игра «Путешествие за секретами здоровья»
  • Черненко Марина Александровна. Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Кутумова Наталья Александровна. Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Ваганова Светлана Федоровна. Проект: 'Жить здорово' по профилактике эмоционального выгорания педагогов МБДОУ 'Солнышко'
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь