Когда начинается конфликт?

Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.

Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем один из видов потенциального конфликта, после эскалации которого, он может быть назван предконфликтной фазой.

Существует заблуждение, что напряженность возникает перед конфликтом. И почувствовав ее, следует сразу же заняться профилактикой или предупреждением. Но, к сожалению, такое еще никому не удавалось. Ведь профилактика предполагает работу с еще не начавшимся конфликтом. А напряженность возникает в сознании людей при появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимодействующих субъектов и ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого. То есть когда конфликт уже начался и, следовательно, профилактика уже бесполезна (точнее, невозможна), как прививка от тифа обитателю тифозного барака.

Напряженность не возникает раньше самого конфликта. И значит, мы можем считать напряженность – признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).

После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т.е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.

Начало нового (ранее не известного субъекту) конфликта приводит к затруднению, что и создает напряженность – следствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения (о способах выхода из затруднения – напряженность безысходности).

С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.

Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.

  • Инцидент (информационный) – событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
  • Инцидент (деятельностный) – повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
  • Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
  • Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
  • Предмет конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
  • Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.

Чтобы точно описать конфликт, надо:

  • установить его действительных участников;
  • изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность;
  • выявить их отношения в предконфликтной фазе;
  • выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;
  • узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
  • выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии;
  • определить все возможные в данном конфликте пути преодоления.
  • каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.

Пространственные характеристики конфликта: сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые используют субъекты конфликта.

Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность – ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте. Можно выделить конфликтный тип личности. Само понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов. Анализ биографий наиболее известных фигур среди организаторов бизнеса, успешных менеджеров в России и за рубежом (Демидов, Рябушинский, Морозов, Форд, Якокка), которые не раз демонстрировали высокий уровень профессиональной управленческой конкурентоспособности, показал, что все они – конфликтные личности.
Просмотров: 3063
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления




Другие новости по теме:

  • Динамика конфликта
  • Импунитивная реакция
  • Коммуникация
  • Конфликт
  • Конфликт типа «разногласие родителей»
  • Конфликтная ситуация
  • Кризис
  • Моделирование педагогических конфликтных ситуаций
  • Напряженность психическая
  • О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Л.А. Петровская
  • Основные межличностные стили разрешения конфликтов
  • Основные стадии конфликта. Управление конфликтом
  • Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
  • Поведение тренера при конфликтной ситуации в спортивной группе
  • Понятие конфликта
  • Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
  • Предмет конфликта
  • Психологическая защита
  • Психологические способы регуляции деловых конфликтов
  • Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия
  • Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Теории поведения личности в конфликте
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Типы взаимодействий
  • Типы конфликта
  • Уход с поля
  • Функциональное значение деловых конфликтов
  • Характеристика основных стратегий поведения
  • Этноцентризм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь