8.4. Психологические основы общения в спорте

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

8.4. Психологические основы общения в спорте

Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.

С точки зрения философии, общение – это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. (СНОСКА: См.: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1974.)

Социально-психологическое и психолого-педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение – это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).

Итак, общение – это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение – одна из важнейших форм взаимовлияний людей.

В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.

Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее.

Внешнее межличностное общение – это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).

Внутреннюю сторону общения составляют:

  • особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
  • эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
  • мотивы и цели контактирования;
  • психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).

Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.

Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.

Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) (СНОСКА: См.: Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980) являются:

  1. функция социально-психологического отражения (общение возникает как результат и как форма объективированного, сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия);
  2. регулятивная функция (в процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений);
  3. познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.);
  4. экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);
  5. функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);
  6. функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.

В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.

Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.

Среди речевых средств общения можно выделить следующие:

  • произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
  • краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
  • сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
  • сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
  • указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
  • оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
  • побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Просмотров: 10205
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 1.7. Психологическая систематика видов спорта
  • 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
  • 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
  • 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям
  • 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
  • 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»
  • 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен – спортсмен»
  • 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Б. Связующие черты
  • Единство общения и деятельности
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Межличностное взаимодействие
  • Межличностное общение
  • Обеспечение динамики командной деятельности в спорте
  • Общение в системе межличностных и общественных отношений
  • Основные понятия психологической подготовки
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Предмет организационной социальной психологии
  • Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Спортивная психология в системе наук
  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
  • Структура педагогического общения
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Цели и задачи психологии спорта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь