Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия

Вернемся к классификации конфликтов по объему взаимодействия и рассмотрим более подробно три основных типа конфликтов, встречающихся в организациях.

Внутриличностный конфликт (четвертый тип из этой классификации) – столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека – более изучается в общей, педагогической и патопсихологии, чем в социальной психологии.

Межгрупповой конфликт

В данном случае сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями разных социальных категорий (например на производстве: рабочие и ИТР, линейный и штабной персонал организации, профсоюз и администрация и т.д.).

Феномен межгрупповой враждебности описан еще 3. Фрейдом.

Предложенные им идеи берут начало из исследований Г. Лебона и У. Мак-Даугола, которые изучали психологию толпы. Фрейд выдвинул три основных тезиса о психологических причинах, лежащих в основе межгрупповых конфликтов:

  1. неизбежность, универсальность враждебности относительно другой группы в любом межгрупповом взаимодействии;
  2. функция этой враждебности – поддержание стабильности и сплоченности группы (Этот тезис подтверждается экспериментами М. Шерифа, проведенными в детском лагере с группами, стремящимися к одной цели и препятствующими друг другу. Оказалось, что конфликт между группами, возникает очень быстро, но внутри каждой группы значительно возрастает сплоченность.);
  3. механизм формирования враждебности по отношению к другим и привязанности к своим носит неосознанный и глубинный характер.

Д. Кемпбелл описал процессы, возникающие в конфликтующих группах:

- реальный конфликт интересов приводит к отношениям конкуренции и ожиданию угрозы со стороны другой группы, появляется враждебность к источнику угрозы;
  • увеличивается внутригрупповая солидарность;
  • более полно осознается групповая принадлежность;
  • увеличивается непроницаемость границ группы;
  • уменьшается степень отклонения поведения индивида от групповых норм;
  • увеличивается мера наказания за нарушение групповых норм.

В социально-психологических исследованиях показано, что «своя группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Очень часто не успех в каких-либо делах сплачивает больше, чем успех. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, на производстве отсутствие привилегий у какой-либо группы сотрудников, справедливая оплата труда и т.п.).

Интересный феномен межгруппового взаимодействия описан в работе В.С. Агеева [1990]. Он носит название ингруппового фаворитизма и выражается в том, что в той или иной форме члены группы благоприятствуют своей группе. Это и есть, считает автор, потенциальный источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Уменьшение этой групповой характеристики несомненно полезно в целях снижения потенциальной и актуальной конфликтное в коллективе. Групповой фаворитизм (а следовательно – и конфликтность) возрастает, если:

  • оценка результата межгруппового взаимодействия выносится произвольно, по неопределенным критериям, без обсуждения с группой (например, произвольная оценка результатов деятельности руководителей подразделений со стороны вышестоящих руководителей может привести к увеличению сплоченности в этих группах, к отстаиванию членами этих групп подчас неадекватных решений своих руководителей, нарастанию конфликтное по горизонтали);
  • взаимодействие сторон строится по жесткому принципу «выигрыш – проигрыш» (например, требование со стороны высшего руководства организации безусловного, несмотря на объективные причины, выполнения намеченного задания коллективом исполнителей и угроза санкций в случае его невыполнения ведет к групповому фаворитизму);
  • группа терпит стабильный неуспех (например, неудачи и отсутствие сиюминутного результата в фундаментальных разработках часто формируют такие группы, члены которых отстаивают только собственные идеи, не прислушиваясь к другим мнениям по поводу разрабатываемой проблемы);
  • существует прямая зависимость индивида от группы – от группы зависит его успех или неуспех (например, зависимость должностного роста руководителя от отношения к нему в группе может привести к необоснованному выделению членов этой группы, протежированию их);
  • невозможно сравнение двух групп извне (например, отсутствие объективных критериев в оценке деятельности двух групп, работающих по одной проблеме или заданию, может привести к межгрупповому конфликту).

Итак, способами разрешения межгрупповых конфликтов являются уменьшение различий между группами и снижение ингруппового фаворитизма.

Внутригрупповой конфликт

Этот тип конфликтов традиционно рассматривается как отрицательное явление. Однако если вдуматься, то такой конфликт есть отражение деятельности, взаимодействия. Поэтому он может быть и деструктивным, и конструктивным, и стабилизирующим. Эта классификация позволяет рассмотреть конфликт с точки зрения влияния ее на изменение функций и структуры организации или группы, что не маловажно для индустриальных социальных психологов.

Просмотров: 1963
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Внутриличностный конфликт
  • Когда начинается конфликт?
  • Конфликт между личностью и группой
  • Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Л.А. Петровская
  • Основные стадии конфликта. Управление конфликтом
  • Поведение тренера при конфликтной ситуации в спортивной группе
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Понятие конфликта
  • Понятие трудового коллектива
  • Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
  • Причины деловых конфликтов
  • Психологические способы регуляции деловых конфликтов
  • Развитие коллектива
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классификации конфликтов
  • Структура трудового коллектива
  • Теории поведения личности в конфликте
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Типы взаимодействий
  • Типы конфликта
  • Уровни развития группы
  • Формальная (функциональная) структура
  • Функциональное значение деловых конфликтов
  • Эффект «мы и они»
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь