Система работы с родителями

к оглавлению

9. Система работы с родителями

В рамках «Тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог» реабилитационная работа с ребенком с проблемами в развитии является наиболее оптимальной. На плечи родителей ложится ее наибольшая тяжесть и ответственность.

Кто же они, родители детей с глубоким нарушением интеллекта? Прежде всего, это заботливые, терпеливые, добрые люди. Кроме того, это высококвалифицированные специалисты, имеющие как высшее, так и среднее специальное образование. У многих из них полные семьи, с добрыми взаимоотношениями между членами. Эти люди мечтали о здоровых детях и с нетерпением ждали их появления. Известие о том, что их ребенок сильно отличается от других детей, тяжелым бременем ложится на их плечи. Они воспринимают это как «наказанье Божье», и задают себе вопрос: «За что?» Подчас они задают вопрос об участи своего ребенка, восклицая: «За что его-то, невинного?» Многим приходится оставлять работу, все свое время посвящать лечению и воспитанию ребенка, ибо специалистами их дети долгие годы признавались «необучаемыми».

Ситуация осложняется тем, что родители детей с ограниченными возможностями часто сами являются глубоко травмированными людьми. У многих из них не сложились судьбы; они пережили слишком много боли и отчаянья, чтобы объективно оценивать возможности ребенка; но главное – вопрос «За что мне такая доля?» у многих так и не нашел ответа.

Часто родители отчаянно сопротивляются диагнозу. Перепробовав разных специалистов, они становятся яростными поклонниками «нетрадиционных» методов лечения: уринотерапия, лечение травами, глиной и пр. Известны случаи, когда это приводило к тяжелым последствиям: ребенок, «очищаясь от шлаков», слабел, терял приобретенные навыки. Однако, мать упорно не хотела видеть этого, искренне веря в то, что «очистившись» ребенок даст резкий позитивный скачок. В таких случаях специалисты оказываются пойманными в «ловушку»: с одной стороны, больно видеть как ребенок теряет с таким трудом приобретенные навыки и кропотливый ежедневный труд «уходит в песок», с другой стороны, неприятно ощущать свое бессилие перед матерью ребенка.

Есть родители, у которых с рождением «особого» ребенка поменялся взгляд на мир, отношение к самим себе и другим людям. Одни ругают себя, другие видят корни своего несчастья в «злобных происках» недругов: наговор свекрови, бывшей подруги и пр. Есть и такие, которые приняли ситуацию и ребенка такими, какие они есть, изменили стиль своей жизни, встали на путь личностного роста и сотворчества.

Первоочередная задача работы с родителями состоит в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека. Наиболее действенная метафора, которая приводится родителям, это воображаемая встреча с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне и внутренне. Никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «болен». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то, скорее всего, мы не будем выписывать им направления на терапию и всевозможные лекарства. В первую очередь мы попытаемся установить контакт, понять их язык и обучить своему.

Другая важная задача работы с родителями – постепенное формирование у них понимание того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому наша цель сделать его максимально адаптированным. Это очень не просто, потому что многие родители привыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Многие родители бессознательно сопротивляются растущей самостоятельности ребенка. Они бояться стать не нужными и потерять смысл своей жизни.

Большая трудность работы с родителями заключается в том, что многие из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно». С этим утверждением невозможно не согласиться. Корни родительской настороженности лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят их рекомендациям. Часто приходится слышать, что основная проблема – материальная. «Были бы деньги – поехали в Америку и вылечились бы». Однако, известно немало случаев, когда находились средства для лечения за рубежом, но после этого проблема не только сохранялась, но и усиливалась.

В связи с этим важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.

Установить доверие непросто. Оказывается между родителем здорового ребенка и родителем «особого» есть, по мнению последнего, большая дистанция. «Вам легко судить (учить, говорит, советовать и пр.) у вас здоровый ребенок, вы не пережили того, что я». Если специалист имеет сам ребенка с проблемами, это часто облегчает понимание и формирует доверие.

Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеющие творческие резервы и веру представляют собой мощную силу. Задача специалиста заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее в «правильном» направлении.

Опыт показывает; что практически всем родителям необходима психотерапевтическая помощь. Эта помощь должна предоставляться в самом начале работы индивидуально. Бывает, что 1-3 консультации меняют жизнь в семье в лучшую сторону. Групповая психотерапевтическая работа полезна уже после того, как члены группы пройдут индивидуальные консультации.

Работа с родителями может проводиться в 2-х направлениях: психотерапевтическом (индивидуальная и групповая работа) и просветительском.


Просмотров: 2498
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Влияние развода родителей на детей
  • Здравствуй, моя юность!
  • Игровая терапия
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Комплекс неполноценности
  • Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Об алиментах
  • Отлучение родителей от детей
  • Положение единственного ребенка
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Препятствовать встречам вы не вправе!
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Просветительское направление
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • Семейная социализация
  • Старики как помощники
  • Строгая мать – деспотичные дети
  • Формирование агрессивных тенденций у спортсменов
  • Чей первый ход?
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок молчит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь