Специфика логопедической работы

к оглавлению

5. Специфика логопедической работы

Основной логопедический диагноз учащихся в группах «Особый ребенок» – общее недоразвитие речи разного уровня. Имеются и неговорящие дети. Есть дети, имеющие нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Все учащиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа логопеда в таких группах имеет определенную специфику.

Логопедическая работа базируется на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, его психоэмоциональные особенности.
  • Эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.
  • Игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Можно выделить специфические особенности логопедической работы с «особыми» детьми.

1. Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

В работе невозможно ориентироваться на «среднего» ученика. Каждый ребенок в полном смысле «особый»; у него разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у «особых» детей выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. С таким ребенком наиболее продуктивными будут занятия в логопедическом кабинете. А кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы. В этом случае логопед приходит в класс и подключается к работе дефектолога и воспитателя.

Например, Катя Ч., тяжелый дизартрик, имела практически неподвижный язык, слюнотечение. В начале логопедической работы боялась зеркала и не давала до себя дотронуться. Казалось, что ничто не сможет ее научить артикуляционным упражнениям. Логопед заметила, что девочка очень чувствительна к похвале и любым хорошим добрым словам, и начала ее хвалить и даже перехваливать. За любую мелочь, даже просто за попытку что-то сделать перед зеркалом. Кате это настолько понравилось, что после каждого занятия она радостно стремилась показать дефектологу, воспитателю и бабушке чему она «научилась». Вскоре Катя стала заниматься у зеркала уже 15-20 минут, проделывая весь комплекс упражнений. Язык ее стал подвижнее и создались предпосылки для постановки звуков. Девочка больше не боится зеркала и ходит на занятия с удовольствием.

2. Логопедические занятия в классах «Особый ребенок» носят комбинированный и игровой характер.

Занятие включает в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме. Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки, для старших детей – компьютер. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

3. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

4. Организация контекста занятий.

Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно.

Здесь важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение логопеда.

Например, Валя Ж. – уже взрослый мальчик отказывался делать артикуляционные упражнения, стеснялся, вел себя дурашливо, все это время логопед сидел за столом напротив него. Он решил попробовать изменить свое местоположение и сел за парту рядом с ним. Мальчика словно подменили. Он настроился на рабочий лад и проделал все, что его просили. Оказалось, что он привык так заниматься дома и в классе, и первоначальное дистанцированное местоположение логопеда тревожило его.

Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают влияет на успешность занятий. Поэтому важно знать их привычки, предпочтения, и использовать это в организации контекста занятий.

5. Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

На занятиях важна динамика внимания ребенка. Чтобы не довести внимание ребенка до истощения, необходимо хотя бы на один шаг «опережать» его внутренние события. Важно во время заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Когда ребенок начинает отвлекаться – уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.

6. Моделирование ситуаций достижения.

«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые – от родителей до педагогов стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить.

Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку и ему нужна помощь. В этом случае нужно сделать вид, что его не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова.

Мотивация достижения игрушки настолько сильна, что ребенок начинает произносить слова. Правда, для того, чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой потребуется очень много времени.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

Может показаться, что работа логопеда ни к чему не приводит, идет впустую. Это может повергнуть (особенно начинающего) логопеда в отчаянье. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2-3 года. Эта особенность восприятия и обратной связи детей не должна пугать педагогов.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает обратную связь о состоянии ребенка после занятий и, с учетом этого, планирует стратегию занятий. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то здесь сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматического строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценится. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обстановке. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой – в реальную жизнь.

Например, Юля Л., страдающая тяжелой дизартрией, на логопедическом занятии поставленные звуки произносила правильно. Но как только она выходила из кабинета, тут же обо всем забывала, и начинала говорить по-старому – неправильно. Родителям было рекомендовано закреплять произношение не только по логопедической тетради, но и в различных видах домашней деятельности. Только так удалось закрепить неустойчивые навыки.

Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творчество. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать и «особыми» качествами. Конечно, это – колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, выдумка, психологическая гибкость - эти черты, которые способствуют успеху в этой трудной, но очень важной работе, благодаря которой «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.


Просмотров: 6040
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 9. Общие рекомендации для родителей, или что примерно говорить родителям методика «SCHOOL»
  • «Расту здоровым»
  • Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности
  • Внимание
  • Игровая терапия
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Карта обследования жизненного пространства ребенка
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Наблюдения воспитателя за детьми
  • Оборудование игровой комнаты
  • Особенности коррекционно-развивающей работы
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Памятка воспитателю по развитию креативности
  • Почему дети лгут?
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Просветительское направление
  • Процедура обследования
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Психолого-педагогический профиль
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания методика «SCHOOL»
  • Словоизменения в речи детей
  • Смешанная игровая терапия
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
  • Шкала оценки речевых притязаний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь