Неприкосновенность вещей и чувств

к оглавлению

Неприкосновенность вещей и чувств

Ребенок будет чувствовать себя в психологической безопасности (а именно это и является основной задачей «благополучного» развода), если вы признаете его право на суверенность внутреннего мира (мыслей, чувств), на свободу общения и привязанностей и, наконец, на неприкосновенность личных вещей. Но как определить границы психологического пространства ребенка, установить отношения, комфортные для него? Опасными крайностями являются как ситуация полного слияния (симбиоза) родителей и ребенка, когда считается, что все их желания, мнения и вкусы совпадают («Мариночка захотела на обед гуся с яблоками, пришлось поехать на рынок и приготовить»), так и чрезмерная удаленность от него, возложение на него непосильной ответственности, граничащее с холодностью и отчуждением («Я спросил свою 6-летнюю Ирину, в какую гимназию ей лучше поступить – математическую или гуманитарную, но она почему-то не ответила. Что ж, пусть в будущем пеняет на себя!»). Признание личности ребенка (как, впрочем, и взрослого), начинается с уточнения психологической дистанции, комфортной для всех партнеров общения, в данном случае – родителей и ребенка. Это значит, что вы с самого начала даете ребенку право иметь отличные от ваших мысли и взгляды, выбранных по своим вкусам друзей и собственную территорию. Как установить верную психологическую дистанцию? Конечно, она зависит от возраста ребенка, состава семьи и многих других вещей, но обычно бывает достаточно внимательно наблюдать за поведением ребенка, чтобы не ошибиться. Имейте в виду также, что ощущения «Я сам» и «Моя территория» очень индивидуальны, для одного они ассоциируются с правом выбирать одежду или телепередачи, для другого – с понятием «Мой двор», «Моя школа», «Моя планета». В зависимости от этого дети по-разному воспринимают вторжение на территорию, которую они считают своей.

Если ребенок дошкольного возраста выскальзывает из родительских объятий, стирает следы ваших поцелуев, – это признак того, что вы слишком назойливо и интенсивно вторгаетесь в его психологическое пространство. Обратите внимание, не прячет ли он от вас свои игрушки, не выхватывает ли их, заметив, что вы или кто-то другой хотите их потрогать. Не нужно обижаться и упрекать ребенка в том, что он мало любит вас – постарайтесь успокоить его, слегка «отодвинувшись», – этот полезный прием пригодится вам, и когда ребенок станет подростком.

Обратите внимание и на то, где находится ребенок, если вся семья в сборе – там ли он, где мама, папа, или предпочитает удалиться в дальнюю комнату бабушки. Быть может, присутствие родителей является слишком интенсивным переживанием для ребенка, и он стремится таким образом его регулировать, ослабить. Выясните, нравится ли ему то место, которое он занимает в квартире, и постарайтесь найти разумный компромисс – поставить ширму, сменить место с проходного на более удаленное и т. п. В любом случае у ребенка должна быть своя абсолютно безопасная для него территория, где он может прятать ценные для него предметы. Пусть это будет не комната, но хотя бы ящик письменного стола или секретера. Он должен быть уверен, что вы не заглядываете туда без его разрешения.

Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова.


Просмотров: 2335
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Ад в шалаше
  • Благополучный развод? Да!
  • Близко и далеко
  • Все ли благополучно в школе?
  • Дверь на засов, сердце на замок
  • Для чего нужна беседа
  • Доверие и контроль
  • Застигнутые разводом
  • Здравствуй, моя юность!
  • Как нам звать друг друга?
  • Кто и как поможет вам в присмотре за детьми
  • Личный зайчик, личный дневник
  • Мне все под силу
  • Мой дом – моя крепость
  • Мой дом – это я!
  • На прежнем месте
  • Наука расставаться
  • Не лучше ли промолчать?
  • Не расставаться никогда!
  • Отдаю всю себя...
  • Памятка родителям по взаимодействию с ребенком 2-4 лет для наиболее интенсивного развития его слуха и речи
  • Плохой муж или хороший отец?
  • Подготовьтесь к разговору
  • Примерим отчима!
  • Пространство личности – психологическое и материальное
  • С друзьями о родителях
  • Семейное дело видно и посторонним
  • Строгая мать – деспотичные дети
  • Уж замуж невтерпеж
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь