Психологическое интервью как основная модель консультирования

Основными шагами психологического интервью являются следующие:

  • установление контакта с клиентом;
  • сбор информации по проблеме;
  • формулирование желаемого результата;
  • выработка альтернативных решений;
  • обобщение.

Данная модель получила название пятишаговой. Эта модель наиболее распространена в практике психологического консультирования. Она удобна, прежде всего в силу своей универсальности, поскольку ее можно насытить любым содержанием: она может быть использована и для семейного консультирования, и для решения проблем родительско -детских отношений, проблем личностного роста, проблем, связанных с выбором, и множества других.

Шаг 1. Установление контакта с клиентом

Задача этого этапа – установить прочный контакт с клиентом, создать для него комфортную обстановку, с тем чтобы стало реальным сотрудничество, взаимодействие между клиентом и консультантом.

Установлению взаимоотношения способствуют техники, которые традиционно используются в психологическом консультировании:

  • визуальный контакт (контакт глаз);
  • язык жестов и телодвижений;
  • интонации, громкость и скорость речи;
  • физическое расстояние;
  • дыхание.

Все перечисленное складывается в общую модель внимательного поведения, по сути, являясь его физическим основанием.

Шаг 2. Сбор информации по проблеме

Задачи данного этапа являются универсальными:

  • выслушивание проблемы клиента в его изложении;
  • выявление основных противоречий в позиции, поведении, отношении клиента в сложившиеся ситуации;
  • выявление наиболее типичных, привычных и характерных для клиента способов мышления и поведения (паттернов);
  • поиск всех позитивных аспектов проблемы, ситуации, позиции клиента и сильных сторон его личности;
  • проведение профессиональной диагностики.

На этом этапе выясняется, как и в чем именно клиент видит свою проблему.

Кроме изложения проблемы, консультант должен предельно полно провести совместно с клиентом, сбор и анализ информации относительно всех позитивных моментов решаемой проблемы. Эта техника называется «поиск позитивного».

Цель поиска позитивного – ослабить воздействие негативных сторон проблемы на клиента, помочь ему полнее использовать свои способности, чтобы справиться с ситуацией.

Некоторые методологические приемы поиска позитивного – это:

  • оценка сильных сторон личности клиента;
  • переформирование – прием, позволяющий по-иному оценить что-либо или кого-либо.
Шаг 3. Формирование желаемого результата

По мере того как появляется четкое определение проблемы, усиливается соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако, по мнению ряда авторов по психологическому консультированию, ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями клиента.

Поэтому необходимо, совместно с клиентом работать по такому определению цели, при котором клиент принял бы ее как свою и она была бы достаточно ясна для него.

При этом можно оговорить результат с клиентом до начала процесса консультирования или вырабатывать результат по ходу его. Чтобы результат был эффективным, он должен, с одной стороны, представлять собой нечто целостное, а с другой – быть вписанным в жизнь человека.

Просмотров: 7090
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Виды психологического консультирования
  • Временное решение проблемы клиента
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Зеркализация
  • Изучение личности клиента
  • Интерпретация исповеди клиента
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Консультативная психология
  • Контрольный этап психологического консультирования
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Настроечный этап психологического консультирования
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Подготовка к проведению психологического консультирования
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Процедура активизации памяти и мышления клиента
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Прояснение проблемы клиента
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Рекомендательный этап психологического консультирования
  • Техника проведения психологического консультирования
  • Трудности работы с супружеской парой
  • Этапы психологического консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь