Использование рисуночных и других проективных методов

При анализе взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) необходимо учитывать некоторые его личностные особенности.

В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащие выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

Одна из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка — методика «Рисунок человека». На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

Инструкция задания методики «Рисунок человека» весьма проста — «нарисуй человека». Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.

После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им «человеке» (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми («с кем он дружит?», «у него много друзей?», «он дерется?» и т.п.), а косвенными («как ты думаешь, ...?», «как тебе кажется, ...?» и т.п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: «как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?», как тебе кажется, он любит драться или нет?» и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).

Далее будут рассмотрены интерпретации только тех особенностей рисунка, которые могут быть соотнесены со сферой отношений ребенка и окружающих.

Формирование отношений невозможно вне общения. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему.

Все это выявляется в рисунке человека при прорисовке рук. Необходимо еще раз напомнить что выводы об особенностях ребенка, проявляющихся в общении, могут быть сделаны только как предположение, требующее подтверждении и уточнения.

Если ребенок последними рисует руки, можно предположить, что он боится социальных контактов.

Широко расставленные в сторону руки могут свидетельствовать о потребности в широком круге социальных контактов. Опущенные руки, напротив, — в узком круге общения (данная особенность в изображении рук не характеризует эмоциональную глубину социальных контактов).

Сочетание широко расставленных в сторону рук с преувеличенно большими кистями, как правило, свидетельствует о наличии у ребенка напряженной, но не удовлетворенной потребности в общении, а следовательно, и о неблагополучии его взаимоотношений с окружающими.

Рисунок человека с опущенными руками и хорошо прорисованными кистями интерпретируется как показатель высокой избирательности (но не закрытости) в общении.

Редуцированные кисти рук и их отсутствие свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть очень высокой, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений — подавленной, загнанной внутрь.

Когда рисуют широко расставленные руки без кистей (особенно, если руки очень длинные), можно предположить, что общение ребенка имеет широкий, но формальный и поверхностный характер.

Если кисти рук отсутствуют у человека с опущенными руками, можно сделать предположение, что сниженная потребность в общении сочетается с его эмоциональной бедностью. Такой характер общения связан с нарушениями эмоционального развития ребенка, а не с отрицательным опытом взаимодействия.

Длина рук часто рассматривается как показатель потребности в самостоятельности, автономности: чем длиннее руки, тем больше эта потребность.

Изображение кистей рук в виде кулаков, прорисовка пальцев в виде длинных палочек рассматриваются как признаки агрессивных тенденций (часто эти особенности изображения сочетаются с прорисовкой широко расставленных рук).

Если ребенок штрихует руки или вообще не рисует их, это свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.

Прорисовка пупка интерпретируется как проявление эгоцентризма. Отметим, что эгоцентризм рассматривается как возрастная особенность дошкольников, но в данном случае можно предположить, что эгоцентризм имеет характер личностной особенности и связан с эгоистичной направленностью личности.

Профильное изображение головы или изображение человека со спины рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Это своеобразная защита от негативных переживаний, связанных с возникающими в общении трудностями, а не сниженная потребность в общении.

Изображение линии земли — показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающего его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (задача исследователя — определить, какие именно взаимоотношения, в семье или группе, являются причиной такой тревоги).

Иногда, когда общение ребенка сужено в результате неуверенности в себе, рисунок человека выполняется в виде «портрета» или ограничивается иными рамками (например, окном).

Результаты анализа сферы взаимоотношений ребенка с другими также целесообразно сопоставить с данными о характере его эмоционального фона.

При обследовании сферы взаимоотношений с помощью методики «Рисунок человека» можно воспользоваться и ее возможностями выявлять такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.

Демонстративность. Как правило, демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы (как в семье, так и в группе) из-за их повышенной потребности во внимании.

Если результаты выполнения заданий проективных методик показывают на наличие у ребенка проблем, конфликтов, связанных с общением, на сниженный эмоциональный фон и т.д., можно предположить, что потребность во внимании не удовлетворяется в полной мере и, следовательно, взаимоотношения с другими не столь благополучны.

О демонстративных тенденциях ребенка в первую очередь свидетельствует степень декорированности фигуры человека (пышность платья, корона и т.п. — в рисунках девочек; множество разнообразных, необычной формы карманов, нашивок, декорированных или необычных шляп и т.п. —в рисунках мальчиков). О демонстративности свидетельствует и необычность, нестандартность изображаемых персонажей (феи, русалки, клоуны, шерифы и т.п. ). Часто эти дети не очень хорошо рисуют.

На демонстративность может указывать и размер фигуры. Рисунок бывает порой настолько крупным, что ребенку не хватает места для его завершения.

Просмотров: 15443
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики




Другие новости по теме:

  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Активность общения
  • Близко и далеко
  • Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности
  • Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Кто в домике живет?
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Заданная сказочная ситуация»
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика «Лесенка»
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Положение единственного ребенка
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания методика «SCHOOL»
  • Рисование как способ диагностики
  • Рисование как способ диагностики неврозов
  • Рисуночная техника «До и после»
  • Семейная социализация
  • Семейные мифы
  • Смешанная игровая терапия
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Тест «Два домика»
  • Тест «Я в детском саду»
  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь