Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?
  4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Ход проведения

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица (см. табл. 1).

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

где С – социометрический статус учащегося; Мобщее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления:

7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. табл. 2).

Таблица 1.

Матрица социометрических положительных выборов
Фамилия, имя Критерии выбора Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Александров Паша 1
3
  1
2
2
1

3
  3
 
       
2. Иванов Сергей 1
3
    1
1
2
2
  3
3
       
3. Петров Дима 1
3
  2
2
  3
3
        1
1
 
4. Сарченко Сергей 1
3
  2
1
1
2
   
3
      3
 
5. Алферова Ира 1
3
            1
1
3
2
2
3
 
6. Володина Галя 1
3
  3
 
        2
2

3
1
1
 
7. Ладзина Наташа 1
3
        1
1
2
3
    3
2
 
8. Лсвшина Нина 1
3
        1
1
3
3
2
2
     
9. Покровская Алла 1
3
        2
2
1
1
3
3
     
10. Самойлова Таня 1
3
          2
1
1
2
3
3
   
Получено выборов 0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
Получено взаимных выборов 0 5 4 4 6 6 6 3 6 0

Таблица 2

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»  
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Для нашего примера К = 60:10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Володина Г.;
«Предпочитаемые» – Ладзина Н.;
«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
«Непринятые» – нет;
«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

В нашем случае KB = (40:60)х100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.


Просмотров: 27328
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников
  • Анкетирование
  • Возможность формирования психопатий (расстройств личности)
  • Инструментальная ошибка
  • Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний
  • Методика «оценка оперативной зрительной памяти»
  • Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
  • Методика «Своё пространство»
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
  • Методика для изучения социализированности личности учащегося
  • Методика проведения исследования
  • Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
  • Определение степени внушаемости
  • Особенности внимания
  • Проба Аннет (определение праворукости и леворукости)
  • Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
  • Репрезентативность
  • Репрезентативность результатов
  • Сколько я проживу?
  • Специальные дополнительные шкалы
  • Тест «Два домика»
  • Тест «Определение степени внушаемости»
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой
  • Тест «Таблицы Шульте»
  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Комментарии и рекомендации
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Порядок обследования в цветовом тесте
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) Описание теста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь