Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение у старших дошкольников и у младших школьников.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


Просмотров: 18156
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • «S-тест»
  • Воображение. Виды воображения.
  • Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Методика «Вырежи фигуры»
  • Методика «Домик»
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников»
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика «Контурный С.А.Т. – Н»
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика по определению концентрации и распределения внимания
  • Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Описание заданий раздела 7 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Ориентировочный тест «школьной зрелости»
  • Особенности детского рисунка
  • Проективная методика «Рисунок школы»
  • Решение математических задач у дошкольников
  • Рисование как способ диагностики
  • Рисование как способ диагностики неврозов
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Тест «Я в детском саду»
  • Тест Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный)
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
  • Тест Определение общих способностей Айзенка
  • У кого лучше развито воображение: у взрослого или у ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь