Лурия Александр Романович

Лурия Александр Романович (1902 – 1977) – действ, чл. АПН СССР, доктор психол. и мед. наук, профессор – один из выдающихся российских психологов, широко известный своими работами в различных областях психологической науки. Как соратник и последователь Л. С. Выготского, он разрабатывал проблемы социальной, общественноисторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредования высших психических функций знаками-символами (прежде всего речью — как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Лурия наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти мышления, произвольных движений и действий. Лурия создал новые классификации нарушений речи (афазий), движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию — описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Им сформулированы общие положения о соотношени мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Лулири является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей во многих странах. Труды Лурии переведены на многие языки.

Лурия сделал серьезный вклад в историческую (или «кросскультурную») психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в психике человека.

На моделях различных познавательных процессов Л. с группой сотрудников (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова и др.) изучал опосредование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии. Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 50-е гг. Лурия с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных рефлексов и др.), и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом  проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Лурии в «психологически ориентированную» физиологию. Он является автором оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов. Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление – психофизиология локальных поражений головного мозга.

Заслуги Лурии перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии (общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии).

Лурия – автор более 500 научных работ, имел огромный международный научный авторитет.


Просмотров: 2366
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Бейн Эсфирь Соломоновна (1916 – 1981)
  • Бжалава Иосиф Теймуразович (1904 – 1972)
  • Выготский Лев Семенович (1896 – 1934)
  • Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896 – 1967)
  • Детская психология
  • Завалова Наталья Дмитриевна (1928 – 1983)
  • Запорожец Александр Владимирович
  • Клейст (Kleist) Карл (1879 – 1960)
  • Когнитивная психология
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Лешли (Lashley) Карл Спенсер (07.09.1890 – 07.08.1958)
  • Лурия Александр Романович (1902 – 1977)
  • Медицинская психология
  • Мейерсон Иньяс (1888 – 1983)
  • Мейнерт (Meynert) Теодор (1833 – 1892)
  • Монаков (Monakow) Константин (1853 – 1930)
  • Нейропсихология
  • Сензитивный возраст
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Сравнительная психология
  • Тихомиров Олег Константинович (1933 – 2001)
  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828 – 5.3.1893)
  • Физиологическая психология
  • Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей
  • Харьковская психологическая школа
  • Хомская Евгения Давыдовна (1929 – 2004)
  • Экспериментальная психология
  • Эльконин Даниил Борисович



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь