Уильям Джемс

Родился 11 января 1842, умер 16 августа 1910. Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джемса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джемс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.

Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джемсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.

Джемс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джемсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джемсом проблемы не могли получить адекватного решения.

Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.

Сочинения:

Научные основы психологии, Спб., 1902; Прагматизм. Изд. 2-е. Спб., 1910; Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Существует ли сознание? - В кн.: Новые идеи в философии, вып, 4. Спб., 1913.


Просмотров: 1764
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Австрийская (Грацкая) психологическая школа
  • Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861 – 1934)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Вильгельм Вундт
  • Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гербарт Иоганн
  • Гербарт Иоганн (1776 – 1841)
  • Джемс (Jams) Уильям (1842 – 1910)
  • Кавелин Константин Дмитриевич (1828 – 1885)
  • Крюгер (Krueger) Феликс (19.08.1874 – 25.02.1948)
  • Локк Джон
  • Локк Джон (1632 – 1704)
  • Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817 – 01.07.1881)
  • Мерлин Вольф Соломонович (1989 – 1982)
  • Мид (Mead) Джордж Герберт (1863 – 1931)
  • Милль Джон Стюарт
  • Психология религии
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сатир (Satir) Вирджиния (1916 – 1988)
  • Смысловая педагогика
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (1867 – 1927)
  • Титченер Эдвард Брэдфорд
  • Философия сознания
  • Функциональная психология
  • Хейманс (Heymans) Герардус (17.04.1857 – 18.02.1930)
  • Энджелл (Angell) Джеймс Роланд (1869 – 1949)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь