Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927 – 1987)

американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности. Образование получил в Чикагском ун-те (бакалавр, 1949; д-р философии, 1958). В 1958-59 гг. работал в Бостонском детском медицинском центре. В 1959-61 гг. - адъюнкт-профессор Йельского ун-та, в 1961-62 - заведовал кафедрой психологии Чикагского ун-та, 1968-87 - профессор Гарвардского унта. К. исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Ж. Пиаже исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах, поставив перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем заведомо неоднозначного), анализировал систему их рассуждений. Это дало возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, состоящих из двух стадий каждый - доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий; уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка и пострадиционный уровень, на котором люди обосновывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли. К., как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом К. исходил из того, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную К. Влияние когнитивного развития проявляется и в том, что дети (в русле общей тенденции к формированию категорий) достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это приводит их к поиску дополнительной информации о том, чем отличается поведение и ценности мальчиков и девочек друг от друга. Получив понятия о мужественности и женственности, дети, в силу их категоричности, получают негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе и при развитии нравственности. Теория развития нравственности является одним из основных открытий К. ("The Philosophy of Moral Development", Harper and Row, 1981). Она получила подтверждения в экспериментальных исследованиях многочисленных последователей К. в разных странах, а также в кросскультурных исследованиях.

Сочинения.
Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969;
From Is to Ought: how to commit the naturalistic falleci and get away with it in the study of moral development // (Ed.) Mischell T. Cognitive Development and Epistemology. N.Y., 1971.
Просмотров: 1805
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Бандура (Bandura) Альберт (1925 – 1988)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992)
  • Вернер (Werner) Хайнц (1890 – 1964)
  • Владиславлев Михаил Иванович (1840 – 1890)
  • Геффдинг (Hoffding) Харальд (11.04.1843 – 02.06.1931)
  • Доллард (Dollard) Джон (1900 – 1980)
  • Кронбах (Cronbach) Ли (1916 – 1994)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Петражицкий Лев Иосифович (1867 – 1931)
  • Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Семенова Анна Петровна (1899 – 1984)
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Спитц (Spitz) Рене Арпад (1887 – 1974)
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Технологии развивающего обучения
  • Тихомиров Олег Константинович (1933 – 2001)
  • Уильям Штерн
  • Учебная деятельность
  • Фестингер (Festinger) Леон (1919 – 1989)
  • Хебб (Hebb) Дональд (1904–1985)
  • Холл Стенли
  • Холл Стенли (1846 – 1924)
  • Холлингворт (Hollingworth) Лета Стеттер (1886 – 1939)
  • Штерн (Stern) Вильям Луис (1871 – 1938)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь