Мальчики и девочки, учить по-разному, любить по-разному (семинар)

План проведения

1. Информационная часть.
1.1. Нейропедагогика.
1.2. Мальчики и девочки – почему они разные.
1.3. Загадки асимметричного мозга.
1.4. Игра «Калейдоскоп».
2. Практический инструментарий. Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».
3. Медитация «Погружение в детство».
4. Рефлексия. Подведение итогов работы.

1. Информационная часть. 1.1. Нейропедагогика.

Кого-то название семинара, возможно, смутит. То, что учить надо по-разному, согласиться можно. Но почему по-разному любить? Не значит ли это, что кого-то нужно любить больше, а кого-то меньше? Конечно же, нет. Любить всех детей надо очень сильно – без этого они не смогут нормально развиваться. Но разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики, значит, и любовь должна быть разной.

Вот об этой разной любви, продиктованной и сердцем, и знаниями, хотелось бы поговорить. Этот семинар для тех, кто не раз задумывался, как из бессознательного существа всего за два года малыш превращается в человека говорящего, а за каких-то десять или даже пять лет – в человека со сложнейшей психикой. Почему даже в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития: в разное время появляется понимание речи и само говорение, да еще и говорить-то все начинают по-разному? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление?..

Этот семинар – попытка взглянуть на ребенка с разных сторон. И как на биологическое существо, подчиняющееся жестким законам природы так же, как и все живые существа. И как на индивида, то есть существо особое, созданное в одном экземпляре, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. Взглянуть и как на маленького человека (личность), живущего в совершенно определенном обществе и в конкретный период развития этого общества, то есть подчиняющегося законам развития психики, как общим, так и связанным с тем окружением, в котором он растет. Взглянуть и как на индивидуальность: человека со своим, пусть даже маленьким, опытом, своими вкусами и пристрастиями, привязанностями, интересами, своим характером и темпераментом, который по-своему видит, слышит и чувствует. Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует именно этот ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит – сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши будущие успехи и неудачи) было по-настоящему счастливым.

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что для того чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо понять его во всех отношениях. Но в одиночку ни педагоги, ни психологи, ни нейрофизиологи и нейропсихологи никогда не смогут «понять ребенка во всех отношениях». Требуются новые подходы, комплексное видение проблемы, объединение всех специалистов, которые работают с ребенком и для ребенка. Все они накопили массу фактов и создали свои теории, но каждый специалист смотрит на проблему детства со своей стороны, под своим углом зрения, а значит, и видит ее однобоко.

Именно это лишний раз убеждало специалистов в необходимости создания нейропедагогики, которая объединяет достижения как многих нейронаук (нейроанатомии, нейрогенетики, нейропсихологии, нейролингвистики), так и психологии и педагогики.

Можно утверждать, что главная цель нейропедагогики – помочь в практической работе оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функции.

Итак, нейропедагогика – это новые знания о функциональном развитии мозга ребенка, новые стратегии экспериментального исследования активного, осмысленного отношения ребенка к деятельности, новые научные программы работы с детьми, новые нейропсихологические методы диагностики и прогноза психического развития, новые формы психологической коррекции поведения ребенка, новые типы дошкольных учреждений, где с помощью нейропедагогики формируется творческая педагогика, хорошо понимающая ребенка и способная раскрыть творческие возможности мозга.

1.2. Мальчики и девочки – почему они разные.

Зачем природе мужское и женское. Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Реально в природе количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов но не всех) может слабо отразиться на числе потомства, тогда как гибель части самок способна заметно снизить размер популяции.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Просмотров: 8567
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Аспекты половой дифференциации
  • Близнецы
  • Великое переселение
  • Влияет ли имя ребенка на формирование черт характера?
  • Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий
  • Воспитание вежливого отношения к другим у дошкольников
  • Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий
  • Игры в дочки-папы...
  • Инь и Ян
  • Как протестуют мальчики и девочки
  • Как сказать детям о смерти
  • Кто «лучше» – мужчины или женщины?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Опросник А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»
  • Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
  • Пол и асимметрия полушарий
  • Половые различия в онтогенезе человека
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Правши, левши, амбидекстры
  • Приемы работы с завистью
  • Причины разного психического развития у детей (старший дошкольный, младший школьный возраст)
  • Психологические особенности акселератов и ретардантов
  • Психофизиология половых различий
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Рисование как способ диагностики
  • Рисование как способ диагностики неврозов
  • Системная модель половой дифференциации
  • Умственное развитие младшего школьника
  • Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь