Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования

Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение базовой культуры подрастающего поколения. Нацеленность современного образования на становление базовой личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости решения ряда проблем. К ним относится разработка понятия «базовая культура учащихся» как целевого ориентира образования. Отказ от традиционных ЗУНов как основных показателей, определяющих эффективность образовательной деятельности, делает актуальной проблему определения сущности, структуры понятия «базовая культура школьника» во всей полноте ее составляющих, показателей, уровней, соответствующих современным представлениям о человеке. При всем многообразии попыток определения культуры человека, личности, выделения ее составляющих (В.С. Библер, О.С. Газман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Степин, И.Ф. Харламов и др.) проблема до сих пор остается неразрешенной.

Основываясь на многочисленных философских, культурологических, психологических, педагогических исследованиях, мы рассматриваем культуру человека в единстве ее трех основных составляющих: аксиологической, процессуально-деятельностной и творческой.

Предметом нашего анализа является общая, базовая культура школьника как ориентир современного образования. Именно она должна стать предметом освоения в школьном возрасте. Такая постановка проблемы определяется прежде всего функциями культуры. Систематизируя многочисленные исследования, можно выделить следующие основные функции общей культуры человека.

  1. Репродуктивно-трансляционная – сохранение и передача того нового во взглядах, традициях, теориях, методах, способах деятельности, ценностях, а также достижение определенного личностного культурного уровня, которое создало бы преемственность поколений, не позволило бы последующим поколениям скатиться назад и подготовило бы условия для прогресса человечества.
  2. Конструктивно-адаптационная – обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств.
  3. Регулятивно-корректирующая – обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
  4. Развивающая – активизация процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
  5. Проектировочно-ориентационная – ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» человеком своей жизни, судьбы, разрешение возникающих в жизни кризисов.
  6. Гармонизирующе-профилактическая – гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.
  7. Продуктивно-порождающая – обеспечение прогресса, обновления индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни.

Базовая культура личности имеет множество видов. Каждый из них в той или иной мере выполняет названные выше функции. Вместе с тем по существующим исследованиям можно сделать вывод о том, что основания для классификации видов не выделены. В современной философской, психологической, социологической, педагогической и другой литературе широко используются понятия: коммуникативная, духовная, физическая, нравственная культура и т.д. Довольно распространены онтологический и феноменологический подходы в выделении видов культуры личности: культура межличностных отношений, культура поведения, культура общения, культура умственного труда и т.д. Также встречаются такие понятия, как экологическая, эстетическая, информационная культура и т.д.

В результате теоретического анализа нами было предложено три основания, в соответствии с которыми могут быть выделены виды базовой культуры школьника:

  1. онтологическое основание характеризует связь с основными сферами бытия человека: культура семьи и быта, культура досуга и т.д.;
  2. феноменологическое основание подразделяется по видам потребностей человека и соответствующим им видам активности, деятельности: коммуникативная, игровая культура, культура познавательной деятельности, труда, эмоций и чувств, личной безопасности, физическая, нравственная, сексуальная культура, культура жизненного самоопределения и т.д.;
  3. научное основание характеризует виды культуры личности в соответствии с областями наук и искусства, отражающими культурный опыт человечества (математическая, психологическая, экономическая, филологическая, историческая, экологическая, художественно-эстетическая, педагогическая и т.д.).

Исходя из понимания культуры как: а) специфически человеческих способов деятельности; б) совокупности духовных ценностей; в) процесса самореализации творческой сущности человека, мы осуществили попытку выделения структурных элементов общей базовой культуры человека и на этой основе разработки образовательных программ. При этом мы следовали определенным в философии и культурологии компонентам культуры (нормы, знания, значения, ценности, символы и др.). Нами выделены следующие компоненты общей культуры человека: 1) когнитивный (грамотность); 2) компетентность; 3) ценностно-смысловой; 4) рефлексивно-оценочный; 5) культуротворческий.

Основанием для выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие генезис культуры личности, представленность процесса и результата культуроосвоения и культуротворчества. Отражая генезис культуры личности, они наиболее соответствуют задаче организации процесса целенаправленного освоения культуры в образовательной системе.

Выделенная структура является общей для любого вида базовой культуры школьника. Вместе с тем не все ее виды целенаправленно, полноценно и систематически осваиваются в школе; в частности, это относится и к психологической культуре. Психологическое образование, как правило, не включается в содержание общего среднего образования, поэтому уровень психологической культуры подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Вместе с тем именно от достаточно высокого уровня психологической культуры зависят и качество жизни человека в целом, и его успехи в общественно-профессиональной деятельности, и счастье в личной жизни.

Просмотров: 4113
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
  • 2.7. Дидактические принципы
  • 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
  • 5.3. Умения учителя физической культуры
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребенка
  • Компетентность психологическая
  • Мейерсон Иньяс (1888 – 1983)
  • Образование
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Объект, предмет и основная цель социальной педагогики
  • Одаренность талант гениальность
  • Основные понятия психологической подготовки
  • От авторов
  • Педагогика высшей школы
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Связь педагогики с другими науками
  • Система социокультурная
  • Содержание образования
  • Социология культуры
  • Средства воспитания
  • Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины
  • Тэйлор Эдуард Бернетт (1832 – 1917)
  • Философия культуры
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882 – 1963)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь