Модульные технологии обучения

В условиях изменившейся парадигмы образования большое значение придается апробации и внедрению в учебный процесс инновационных педагогических технологий; причем реализация тех из них, которые считались более эффективными в преподавании технических дисциплин, возможна в современных условиях и в обучении предметам гуманитарного цикла. Одной из таких технологий может считаться технология блочно-модульного обучения. Разработанная для преподавания (в высшей и средней профессиональной школе) физики, математики и других «технических» учебных дисциплин, она оказалась потенциально «готовой» и для такого гуманитарного предмета педагогического вуза, каким является методика преподавания русского языка. Реализуемая в личностно ориентированном контексте, блочно–модульная технология является эффективной и экономичной формой преподавания многих сложных и трудоемких тем вузовского курса русского языка и методики его преподавания.

Проблемное обучение

Проблемное обучение возникло вследствие тех принципиальных изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в области проблемного обучения ведутся уже давно, что позволяет подвести некоторые итоги, но тем не менее проблемное обучение привлекает к себе внимание и на современном этапе развития дидактики. Новые проблемы возникают в связи с использование достижений теории искусственного интеллекта в обучении, с развитием теории индивидуализации и компьютеризации обучения, с применением различных форм группового (кооперативного) обучения и др.

Проблемное обучение основывается на трех принципах:

  • общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);
  • бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);
  • проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).

Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения.

Определение роли и места учебной проблемы в процессе познавательной деятельности ученика связано с рядом факторов. Принятие учеником проблемы, сформулированной учителем в виде проблемного вопроса или проблемной задачи, обусловлено функциональным содержанием проблемы. В связи с этим возникает вопрос: каковы же основные функции учебной проблемы?

Ответ на этот содержится в анализе практики, основанной на выводах научных исследований, в которых отмечается две основные гносеологические функции научной (учебной) проблемы:

  • Определение направления научного исследования (=деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы).
  • Побуждение к этому исследованию (=формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний).

В отличие от научной, учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика, способом формирования его мыслительных способностей.

В деятельности ученика учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

Необходимость обеспечения вышеуказанных функций ставит задачу определения требований к учебной проблеме. Практика выдвигает эту задачу еще и потому, что не всякая проблема может быть использована учителем в качестве средства активизации учебного процесса.

Можно сформулировать шесть основных требований к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций.

  • Учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию.
  • Учебная проблема должна отражать противоречивость информации (непосредственно в формулировке вопроса, задачи или в учебной ситуации).
  • Основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному процессу поиска, указывать направление путей ее решения. Неизвестное какими-то переходами должно быть связано с известным ученику знанием.
  • Проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы.
  • Вербальная формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы имеющие связь с неизвестным в самой проблеме.
  • Проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности.

Следовательно, учебная проблема должна обладать такими свойствами, которые обуславливают ее осознанное восприятие учеником, его заинтересованность в ее разрешении.

Из психологии известно, что задача воспринимается учеником только в том случае, когда цель, которая может быть достигнута путем решения проблемы, становится для ученика субъективно важной и значительной.

Знание учителем основных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной деятельности учащихся.

Модульное обучение

Идеи модульного обучения зародились и приобрели большую популярность в учебных заведениях США, Германии, Англии и других зарубежных стран.

Просмотров: 3451
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
  • Валидность содержательная
  • Вид обучения
  • Дидактика: теория и практика обучения (образования)
  • Класс
  • Классификация методов обучения
  • Концепции и технологии обучения
  • Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
  • Образовательная программа школы
  • Основные признаки педагогической технологии
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогика сотрудничества
  • Педагогические технологии и инновации
  • Понятие метода обучения
  • Принцип доступности
  • Принцип сознательности и активности
  • Принципы проблемно-развивающего обучения
  • Психология обучения
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Система методов проблемно-развивающего обучения
  • Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Содержание дидактической структуры урока
  • Структура урока
  • Сущность проблемно-развивающего обучения
  • Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому
  • Технология проблемного обучения
  • Три уровня воспитательных технологий
  • Характеристика основных категорий педагогической антропологии
  • Что такое форма обучения
  • Эльконин. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь