Эмоции в процессах мышления

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной активации выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи... переживается как «чувство близости решения» (Рубинштейн).


Просмотров: 2258
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • 2.3. Особенности мыслительной деятельности
  • 4.5. Тактическое мышление спортсмена
  • 6.4. Эмоциональная сфера школьника
  • Дункер (Duncker) Карл (02.02.1903 – 23.02.1940)
  • Индивидуальные особенности мышления
  • Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
  • Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)
  • Кёлер Вольфганг
  • Конвергентное мышление
  • Коррекция принятого решения
  • Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
  • Леви-Брюль Люсьен (1857 – 1939)
  • Люсьен Леви-Брюль
  • Операции мышления
  • Основные виды мышления
  • Патологии мышления
  • Последовательность этапов работы с ребенком по овладению способам решения задач
  • Природа мышления
  • Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
  • Пушкин Вениамин Ноевич (06.08.1931 – 21.10.1979)
  • Решение математических задач у дошкольников
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Статистический вывод
  • Теории мышления в психологии
  • Техника «Визуализация эмоций»
  • Типы мышления
  • Умственное развитие младшего школьника
  • Эмоции
  • Эмоциональность рекламы
  • Я (ich, ego)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь