Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии

В реальной, «живой» жизни эти понятия, отражающие психическую сторону жизни человека существуют и проявляются в неразрывном единстве – в виде единичного, уникального и конкретного существования человека, его рождения, роста и развития, внутренней духовной жизни, действий, поступков, отношений, общения и деятельности.

В неразрывной и «живой» целостности жизнь человека отражается средствами искусства, художественной и научно-популярной литературы, различными направлениями духовных практик. При научном изучении психической стороны жизни человека осуществляется теоретический анализ – условное разведение тех или иных аспектов психической жизни человека на ее отдельные составляющие. Если при художественном познании духовной сущности человека отражается ее «живая» целостность, то при аналитическом рассмотрении психической стороны жизни человека происходит определенная потеря ее «живого» начала.

Художественно-гуманитарный и научный подходы к осмыслению и изучению жизни человека не отрицают друг друга, а находятся в отношениях дополнения. Так, при художественно-гуманитарном подходе создается особая сфера социокультурного и духовного существования человека, при аналитико-научном подходе возникают условия для конкретно-научного изучения психической стороны жизни человека.

Но и при научном подходе фиксируется системность, взаимозависимость понятийного аппарата разных направлений психологии, в частности, общей психологии и социальной психологии. Так, факт принадлежности человека к человеческому роду обозначается понятием индивида. Общий процесс социокультурного и психофизического развития человечества отражен в термине филогенез, а процесс индивидуального развития человека – в термине онтогенез.

В ходе онтогенетического развития формируется индивидуальность человека, содержание которой составляют как бы «три этажа» свойств: свойства центральной нервной системы человека, темпераментные свойства и свойства личности.

Свойства центральной нервной системы человека в значительной степени определены наследственностью и содержат такие свойства, как сила нервной системы по отношению к возбуждению, на поведенческом уровне проявляющаяся в уровне работоспособности и выносливости человека, сила нервной системы по отношению к торможению, реализующиеся в сформированности самоконтроля человека. К свойствам нервной системы человека относится также свойство подвижности, в жизни и поведении человека проявляющееся в его способности к внутренним изменениям и адаптации к новым условиям внешней среды. Наконец, такое свойство нервной системы, как лабильность, характеризует скорость возникновения и прекращения нервной активности человека.

Свойства нервной системы составляют первый, нижний «этаж» структуры индивидуальности человека. Второй ее «этаж» – это темпераментные свойства, которые в определенной степени обусловлены наследственностью, но могут также изменяться под влиянием факторов внешней среды.

Например, в процессе воспитания можно «отладить» такие черты холерика, как вспыльчивость, горячность и несдержанность, или развить у флегматика черты подвижности и оперативности в принятии решений.

Но замечено, что в условиях стресса, неожиданно возникших экстремальных факторов ситуации, свойства нервной системы и темпераментные свойства могут проявиться в запрограммированном природой виде, т.е. своей наследственной обусловленности. Именно с этой закономерностью связана необходимость проведения профессионального отбора работников для профессий, в которых возникновение стрессовых факторов и экстремальных ситуаций происходит наиболее часто, а также профессий, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека.

Третий «этаж» индивидуальности человека, полностью обусловленный его социальной жизнью, обозначается термином «личность». Личность - это система социальных отношений человека, его ценностные ориентации и мировоззрение, мотивы, направленность, устремления, интересы. Личностные свойства имеют относительно устойчивое проявление: именно личностные свойства в наибольшей степени подвержены воздействию внешней социокультурной среды жизни человека.

В психологической литературе дискуссируется вопрос о целостности и относительной автономности проявления личностных черт у человека. Так, в отечественной психологии принят тезис о безусловной целостности и неразрывности личностных свойств у отдельного человека. Но в западной психологии и восточных учениях нередко фиксируется мысль о том, что личность человека состоит из отдельных субличностей, каждая из которых имеет автономное существование и в определенных ситуациях входит в противоречивые отношения друг с другом. О противоречивой природе человеческой личности писал также Ф.М. Достоевский.

Процесс социализации личности – это процесс усвоения и воспроизводства человеком общественного опыта и общественных отношений, социальных норм и запретов, ценностей и условий социокультурного существования. В определенной степени существует некоторое противоречие между требованиями общества и желаниями и устремлениями конкретного человека. Считается, что в процессе социализации происходит именно общественное регулирование жизни конкретного человека путем формирования его внутренних средств саморегуляции.

Малая (или референтная) группа составляет ближайшее окружение человека, людей, с которыми он непосредственно общается и мнение которых является для него важным и значимым. Обычно число участников малой группы составляет от двух до пяти-семи человек. В каждой малой группе выделяется лидер – член малой группы, который оказывает существенное влияние на членов группы и управляет их поведением. Лидер выбирается малой группой на основе групповых симпатий и предпочтений, является одним из членов группы и при значительном изменении условий может «переизбраться» группой. Так, выделяются эмоциональный и интеллектуальный лидеры, лидер для принятия волевых решений или организации деятельности и т.п.

Групповая динамика отражает динамические процессы в малой группе относительно доминирования и подчинения, предпочтения и отвержения, постановки целей и задач группы в конкретной ситуации, группового общения и групповых действий.

Социометрическая структура малой группы фиксирует существующие в ней непосредственно-эмоциональные отношения лидерства (социометрической «звезды»), предпочтения (членов малой группы, взаимодействующих с лидером и между собой) и отвержения (позиции «аутсайдеров»).

Коллектив – это общность людей, объединенных целями и задачами продуктивной деятельности. В зависимости от состава коллектива и стоящих перед ним целей и задач различают творческий, научный и производственный коллективы.


Просмотров: 3692
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • 6.6. Типические особенности личности школьников
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • Б.Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
  • Задатки
  • Индивидуально-психологические различия
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922)
  • Личность и ее структура
  • Мерлин Отличительные признаки темперамента
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930 – 1972)
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Образование малой группы
  • Общая психология
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Понятие первичной группы
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Поршнев Борис Федорович (1905 – 1972)
  • Предмет общей психологии
  • Сеченов Иван Михайлович
  • Системные свойства урока
  • Способности и задатки
  • Структура личности
  • Структура психики
  • Сущность социализации и ее стадии
  • Темперамент
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Теплов Борис Михайлович
  • Типическое и индивидуальное в характере
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь