Анализ и синтез

(греч. разложение и соединение) – в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение целого на составные части позволяет выявить стооение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А. - познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит К выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится о ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. и с. противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приёмов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классик ческой буржуазной политической экономии в 17-18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишённые односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.
Просмотров: 1407
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Философия » Философский словарь




Другие новости по теме:

  • Абстракция
  • Анализ акмеологический
  • Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)
  • Беляева методика репродуктивной тренировки
  • В.В. Давыдов. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников
  • Вертгеймер (Wetrheimer) Макс (1880 – 1943)
  • Влечение к жизни
  • Воображение. Виды воображения.
  • Грот Николаи Яковлевич (1852 – 1899)
  • Дифференциация
  • Исследование личности биографическим методом
  • Метод Наблюдения
  • Метод свободных ассоциаций
  • Методы исследования в возрастной психологии
  • Милль Джон Стюарт (1806 – 1873)
  • Мишотт (Michotte) Альберт Эдвард (1881 – 1965)
  • Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  • Наблюдение
  • Общая психология
  • Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
  • Операции мышления
  • Педагогическая психология
  • Понятие метода обучения
  • Процесс социальный
  • Синкретизм (в психологии)
  • Система управления
  • Теплов Борис Михайлович
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)
  • Школьный коллектив
  • Штейнталь (Steinthal) Хейман (1823 – 1899)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь