Индивидные и личностные отличия людей

Принадлежность человека к биологическому виду "Ноmо sаріеns" обобщается в понятии индивид. Эта принадлежность закреплена на уровне генетической памяти вида и характеризуется своеобразным строением тела (конституцией). Этот уровень индивидных отличий называется конституциональным уровнем. Так, на конституциональном уровне мы говорим о половых отличиях, разделяя вид "Ноmо sаріеns" на мужской и женский пол. В границах как мужского, так и женского пола существуют конституциональные отличия по весу, росту и определенным геометрическим соотношениям разных частей тела. Можно дополнить эти отличия цветом кожи и другими конституциональными атрибутами в строении тела, или его частей, которые определяют расовую принадлежность Индивида.

Каждый индивид, начиная с момента рождения, испытывает действия раздражителей внешней среды. Эти раздражители преломляются на уровне сенсорной системы, которая характеризуется индивидуальной чувствительностью. Чувствительность считается фундаментальной составной психики индивида. Поэтому говорят о психическом уровне индивидуальных отличий. На любое действие внешних раздражителей возникает соответствующая реакция, которая прежде всего проявляется в моторике (в движениях). Каждая реакция характеризуется латентным периодом, то есть промежутком времени между началом действия раздражителя и началом соответствующего движения. Для описания отличий в сенсомоторных связях разных индивидов вводится понятие реактивность. Таким образом, чувствительность и реактивность говорят про качественные и количественные отличия в составе организации психики каждого отдельного индивида. Они говорят о динамических отличиях в психическом составе индивидов.

Человеческий индивид рождается готовым к взаимодействию с окружающим миром благодаря чувствительности и реактивности.

Но на протяжении определенного периода жизни в психике индивида возникает качественно и количественно новый уровень организации - сознание. Сознательный индивид становится личностью. Поэтому в границах общей и в границах дифференциальной психологии исследователей интересуют отличия индивидного и личностного уровней организации психики субъекта. Если чувствительность и реактивность являются составными психики индивида, то есть обусловлены самой природой (чувствительность и реактивность - фундаментальные свойства всех носителей психики), то сознание у индивида возникает в результате взаимодействия с социальным (человеческим) окружением. Личность отличается от индивида именно сознанием, как высшей формой психического отражения. Личность, как сознательный индивид, отображает окружающий мир в знаниях о нем, отображает себя, свои действия и поступки в этом мире, познает самого себя и осознает свою уникальность. Объединение индивидных составных психики с личностными чертами создает уникальное образование - индивидуальность. Человеческая индивидуальность неповторима. В границах общей и в границах дифференциальной психологии возник очень важный вопрос о взаимосвязи разных уровней организации психики человека. Так как человек рождается индивидом, а становится личностью, то прежде всего психологов интересует вопрос о влиянии одних составных психики на другие. Это вопросы о роли биологического и социального в возникновении индивидуальных отличий.

В дифференциальной психологии важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в психике индивида и личности. На сегодняшний день некоторые исследователи считают, что наследственное важно на 100% и приобретенное важно на 100%. Конечно, такой ответ вряд ли кого-то удовлетворит, так как, исходя из взглядов отечественных исследователей С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова необходимо рассматривать соотношение между наследственным, врожденным и приобретенным в организации психики индивида и личности. В соответствии с взглядами С. Л. Рубинштейна приобретенное в психике личности возникает благодаря преломлению внешнего через внутреннее. Внутреннее, в соответствии с взглядами Б. М. Теплова, обусловлено врожденными свойствами психики, а не наследственными (генетическими) механизмами. Благодаря усилиям этих ученых еще раз было подтверждено положение о том, что все наследственное есть врожденное, но не все врожденное есть наследственное. Это последнее дало ключ к пониманию индивидных отличий в психике людей в границах дифференциальной психологии.


Просмотров: 2656
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. Индивид и личность
  • Абсолютная чувствительность
  • Аналитическая психология
  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933 – 2002)
  • Гуморальная и конституциональная теория темперамента
  • Дифференциальная психология как наука
  • Дифференциация интеллектуальных возможностей
  • Дифференциация психосоматических факторов риска
  • Задатки и способности
  • Зоопсихология
  • Изучение темперамента в отечественной школе психологов
  • Индивид, индивидуальность, личность.
  • Индивидуальность
  • Критическая психология
  • Ламетри Жюльен Офре Де
  • Ламетри Жюльен Офре Де (1709 – 1751)
  • Личность и ее структура
  • Направления дифференциально-психологических исследований
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Развитие личности
  • Структура личности
  • Темперамент, как совокупность психических свойств
  • Теория поля
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
  • Факторные теории темперамента
  • Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь