Исследование сенсорной сферы новорожденных и сенсомоторных особенностей грудных детей

Не беда, что мозг новорожденных еще не до конца развит. Их сенсорная система и их способность к обучению и без того работают "на полную катушку". Дети чувствуют и воспринимают окружающий мир уже в первые месяцы жизни!

Чувства

Они "включаются" еще до рождения. Первыми - на седьмой неделе внутриутробного развития плода - формируются вкусовые сосочки. На десятой неделе эмбрион обзаводится нервами, отвечающими за осязание. На четвертом месяце беременности он начинает распознавать тактильные ощущения, откликаться на поглаживания по животу мамы. Еще пара месяцев, и зародыш различает запах околоплодной жидкости. На седьмом месяце он реагирует на звуки (стук материнского сердца эмбрион воспринимает с мощностью в 90 децибел - это мощность звука на дискотеке!). Тогда же начинают функционировать нервы, соединяющие глаза и зрительный участок коры головного мозга.

Естественно, после появления малыша на свет его чувства "оттачиваются". В первый год жизни ребенка происходят настоящие чудеса!

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ у новорожденных настолько остры, что малыши отказываются брать грудь, если мама перед кормлением ела какое-то новое необычное блюдо. Они могут отличить сладкое от горького, соленое от кислого. Считается, что вкусовые пристрастия ребенка формируются еще в утробе. В Америке провели эксперимент: шестимесячным карапузам предлагали на выбор кашу на воде и кашу на морковном соке - те, чьи мамы ели много морковки во время беременности, отдали явное предпочтение "морковному варианту", остальным было все равно.

ОСЯЗАНИЕ у младенцев также развито с самого рождения. Малыши обожают мягкую фланель и капризничают, если их положить на грубую мешковину. Они любят ласковые и мягкие прикосновения, которые... снижают уровень гормонов стресса и повышают иммунитет. Доказано, что недоношенные младенцы, которым делают массаж, почти в два раза быстрее прибавляют в весе, чем те, кому массаж не делают. А дети, которых в первый год жизни часто берут на руки, чувствуют себя эмоционально комфортнее, вырастают более спокойными, уравновешенными.

У новорожденных достаточно хороший СЛУХ. Мамин голос они распознают буквально с первых дней появления на свет, ведь они хорошо знают его, слышали, еще будучи в утробе. В остальном малыши куда лучше различают высокие звуки (может быть, поэтому взрослые разговаривают с крохами неестественно высокими писклявыми голосами?). Звуки помогают новорожденному ориентироваться в пространстве. Но самое невероятное -- способность младенцев различать звуки, недоступные взрослому уху, к примеру, фонемы иностранных языков. Ребенок до года способен усвоить "на слух" абсолютно любой язык, но после эта способность утрачивается.

ОБОНЯНИЕ тесно связано с памятью - запах может вызвать яркие воспоминания о событии или ощущении, с ним связанном. Разумеется, самый сильный эмоциональный отклик у новорожденного вызывает запах его матери. Но уже на втором месяце жизни ребенок чувствует множество других запахов, которые не только "задают работу" его носику, но и тренируют его память.

В последнюю очередь формируется ЗРЕНИЕ. Едва родившись, малыш различает лишь свет и тень, округлое и угловатое. Потом учится различать предметы, и особенно хорошо распознает те, что находятся на расстоянии 20-40 см от глаз (на таком расстоянии обычно находится лицо кормящей мамы). В три месяца ребенок обретает способность следить взглядом за движущимися предметами. В возрасте от четырех до семи месяцев учится различать цвета. В полгода начинает "на глаз" оценивать расстояния до окружающих предметов. Окончательно же зрение ребенка формируется лишь к девяти годам, именно тогда он начинает видеть мир таким, каким видят его взрослые.

Навыки

Но чувства нужно еще и анализировать. И с этим малыши справляются легко! Всего через 40 минут (!) после рождения ребенок способен сымитировать выражение лица другого человека: улыбнуться, как мама, или высунуть язык, как старший брат. И это притом, что новорожденный еще не видел собственного лица! Он не знает, каков он, но знает, что похож на остальных людей и может делать так же, как они. А это ни что иное, как абстрактное умозаключение, и его делает малыш, которому даже не без году неделя, а того меньше!

В месяц ребенок знает, как скоро родители реагируют на его плач. В этом же возрасте он впервые умудряется переносить информацию от одних органов чувств на другие. Лизнув гладкую и шершавую соски, младенец дольше смотрит на гладкую - она понравилась ему больше. Но откуда он знает, как выглядит предмет, который он попробовал на вкус?! В четыре месяца ребенок начинает понимать, что некоторые вещи меняются (папина одежда), а другие остаются неизменными (папино лицо). В пять месяцев он видит, как мяч закатывается за экран и... переводит взгляд на другой край экрана - туда, откуда (малыш это прекрасно знает!) мяч должен выкатиться. В семь месяцев ребенок отдает себе отчет в том, что некоторая последовательность действий ведет к определенному результату, например, он знает, что, если сложить подушки друг на друга, на них можно будет встать и выглянуть из кроватки

И еще одно любопытное наблюдение ученых: языковая среда, в которой растет мальчик или девочка, влияет на его навыки. В корейском языке основная смысловая нагрузка ложится на окончания глаголов, в английском же смысл передается существительными, которых и количественно больше, чем глаголов. В результате корейские малыши не только быстрее начинают употреблять глаголы, чем маленькие англичане, но и, поскольку употребление глаголов требует более тонких умственных усилий, оказываются сообразительнее английских детей. К примеру, корейский ребенок на несколько месяцев раньше понимает, что далеко лежащий предмет можно достать с помощью грабелек на длинной ручке. Зато англоговорящий (точнее, пока только англослышащий) карапуз раньше постигает понятие категорий: вид, размер, род предметов. Если, к примеру, годовалому англичанину показать такой "фокус": за экран закатывается синий мячик, а выкатывается желтая машинка, - он будет весьма удивлен. Ведь он понимает: мяч и машина - не одно и то же. Годовалый же кореец не обратит на это внимания. Он пока еще способен воспринимать только широкие категории, поэтому для него и мячик, и машинка - просто движущийся объект.

Представление о восприятии новорожденного.Картина мира это не мысли об окружающей действительности, а то, что мы переживаем как действительность.

Восприятие новорожденного является непосредственным. Оно не обусловлено представлениями и образами картины мира, как у взрослого и не сопровождается сопутствующими интерпретациями - комментариями. Восприятие новорожденного совершенно иное, не представимое для взрослого человека.

Воспринимаемое пространство рождения - безобъектно. Это сплошной поток сигналов, без различения, предпочтений и компоновки вокруг образов и смыслов. Оно обнажено, непосредственно, воспринимая то что, есть и, то, как оно есть. Оно - сплошное абстрактное недифференцированное пространство. Скорее музыка, а не образ; свет, но не форма.

Одно из следствий этого - необычайная яркость восприятия каждого сигнала и предельная, тотальная включенность в переживание и действие.

В этом восприятии и в этой интенсивности сигналов сенсорного потока происходит базовая закладка всех основ бедующего человека: телесность, чувственность, ментальность. Сила, интенсивность переживаний - механизм закладки. Это - начальный след доминанты, ее корень.

Сон и сновидения

Легче вспоминать сон, если человека разбудить во время фазы БДГ - сна или после ее окончания. Человек, проснувшийся во время медленного сна не помнит сновидений, следовательно сновидения возникают во время быстрого сна; во время последнего наблюдается снохождение, разговор, ночные страхи у людей.

Значительная доля БДГ-сна у новорожденных выше, чем у кого-либо. Этот сон играет важную роль в онтогенетическом развитие ЦНС: грудные дети получают меньшую информацию от окружающей среды, чем взрослые, и их сноведения обеспечивают внутреннюю стимуляцию, компенсирующую недостаток внешней.


Просмотров: 2823
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • 9. Общие рекомендации для родителей, или что примерно говорить родителям методика «SCHOOL»
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Аспекты половой дифференциации
  • В чем своеобразие проявления чувства комического и прекрасного у дошкольников?
  • Восприятие ребенка раннего возраста
  • Гуление
  • Игровая терапия
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Л.И. Божович, Л.С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Особенности детского рисунка
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Переход от раннего возраста к дошкольному
  • Пренатальное развитие и роды. Кризис новорожденности
  • Прикосновения
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Пространство личности – психологическое и материальное
  • Развитие ощущений
  • Развитие психики человека
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Тест для мамы «Правильно ли вы воспитываете ребенка?»
  • У кого лучше развито воображение: у взрослого или у ребенка?
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь