Конструирование «мужского» и «женского» в различных этнокультурных средах

Развитие поведения, соответствующего половой роли индивида, как уже говорилось, не есть следствие одних только физиологических преобразований. Важную роль играет воспитание и примятое в том или ином обществе/культуре представление о половой роли мужчины и женщины. Мальчики и девочки практически с самого рождения воспитываются в соответствии с определенной, узаконенной традициями схемой. Осознание гендерной идентичности происходит на ранних стадиях постнатального онтогенеза и играет решающую роль в дальнейшем формировании гендерных установок.

В результате исследований выдающихся американских антропологов М. Мид и Б. Малиновского было установлено, что, несмотря на биологическое единство Homo sapiens, период взросления и становления полоролевых установок у представителей различных культур протекает весьма неодинаково.

В общем виде для так называемых традиционных (первобытных) народов можно выделить следующие особенности:

  1. детский и взрослый статусы, как правило, четко разделены и точно определены;
  2. переход от детского к взрослому состоянию происходит резко и благодаря обрядам инициации торжественно демонстрируется как самому подростку, так и остальным членам сообщества;
  3. роли взрослых четко очерчены и не слишком усложнены, что предполагает их легкое освоение;
  4. отсутствует представление о юношеском периоде, которому предписывались бы особые значение и ценность;
  5. наличие института брака не противоречит добрачным сексуальным отношениям (Ремшмидт X., 1994).

К этому можно добавить, что кризисы взросления, столь свойственные западным цивилизациям, очевидно, возникают под давлением сильных социальных стрессов. При простой организации общества, основанной на традициях и почитании предков и одинаковых ценностных ориентациях у представителей разных поколений, бунтам молодых нет места.

Переход от детского статуса к взрослому в первобытном обществе знаменуется торжественными церемониями – обрядами инициации, которые часто носят характер телесных испытаний, долженствующих подтвердить «мужественность» вновь посвященного. Обряды инициации обычно касаются лишь юношей. У девушек социализация протекает иначе, в виде плавной подготовки к выполнению домашних и семейных обязанностей. Таким образом, особенности социализации у представителей разных полов целиком связаны с трактовкой их ролей в обществе. Четкое понимание молодежью моделей своего будущего поведения приводит к тому, что переход к жизни взрослых совершается с меньшими трудностями и конфликтами.

Несомненно, что в развитых странах картина часто противоположна. Между детским и взрослым периодами вклинивается бурный юношеский возраст, который растягивается в связи со все удлиняющимися сроками обучения. Раннее половое созревание никак не связано с психологическим взрослением и наличием юридических прав. Экономическая зависимость, невозможность распорядиться собственными способностями зачастую приводят молодых людей к тяжелым конфликтам с обществом и правонарушениям.


Просмотров: 1377
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Аспекты половой дифференциации
  • Аспекты половой идентичности
  • Влияние среды на развитие ребенка
  • Возрастная стратификация
  • Гендерная роль
  • Идеализация партнера
  • Л.В. Мудрик. Современный старшеклассник
  • Может быть, это признаки гомосексуальности?
  • Особенности старшего подросткового возраста
  • Пол, гендер и здоровье
  • Половая социализация
  • Половые различия в онтогенезе человека
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Проблемы молодой семьи
  • Психологический пол
  • Психофизиология половых различий
  • Развитие личности в ранней юности
  • Рождение первенца
  • Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
  • Роль социальная
  • Содержание процесса социализации
  • Социализация личности
  • Специфика добрачного периода
  • Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах
  • Сущность социализации и ее стадии
  • Т.В. Драгунова «Кризис» объясняется по-разному
  • Физическое развитие
  • Характеристика основных категорий педагогической антропологии
  • Экономическая социология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь