Расположение центра речи – методы определения

Разработаны следующие методы для определения локализации центра речи:

1. Дихотическое прослушивание. Автор данного метода Дорин Кимура. Метод основан на том, что благодаря использованию стереонаушников информация предъявляется ЛП и ПП одновременно. В каждое ухо подается свой текст. Из-за того, что в каждом полушарии происходит свой процессинг, полушария не успевают обменяться информацией. Затем человека опрашивают, что он воспринял, запомнил, опознал. 70% населения лучше воспроизводят тексты, подававшиеся в правое ухо (обработка сигнала в ЛП), а шумы левым (обработка ПП). То есть, по данным теста дихотического прослушивания у этой части человеческой популяции центр речи слева. Однако у метода есть недостаток – результаты зависят от того, к какому каналу привлечено внимание человека. Поэтому иногда при повторном тестировании можно получить противоположные результаты.

2. Анализ межполушарной асимметрии ЭЭГ.
Известно, что альфа-ритм ЭЭГ снижается, когда испытуемые заняты процессом решения той или иной задачи (реакция десинхронизации). Следовательно, альфа-ритм будет меньше в том полушарии, которое, в силу своей когнитивной специализации, активнее вовлекается в решение задачи. Однако и этот метод имеет недостатки, если задача интересна или приятно легка, то альфа-ритм в соответствующем полушарии растет. В последнее время предложена модификация этого метода. Рассчитываются корреляционные связи между точками отведения внутри полушария. По данным отведения ЭЭГ примерно у 80% населения в обработке вербально-логической информации доминирует ЛП. 3. Тест Вада – метод, который на сегодняшний день является самым точным. Применяется перед нейрохирургическими операциями, если есть риск повредить корковые центры речи. Вводят препараты для наркоза либо только в левую, либо в только в правую ветви сонной артерии. При этом просят человека считать вслух. Счет прекращается, когда наркоз «отключает» полушарие с центрами речи. По данным теста Вада среди всего населения 95% имеют центр речи в ЛП, а 5% – в ПП. У правшей – 98% имеют центры речи в ЛП, а 2% – в ПП. У 70% левшей центры речи также слева, и лишь у 30% – справа. При этом у части субъектов, имеющих центр речи в ПП, его отдельные зоны находятся и в ЛП. В человеческой популяции правшей примерно 90%, левшей и амбидекстеров около 10%. Преобладание числа правшей отмечалось ещё во времена кроманьонцев. Считается, что доминирование руки наследуется, есть ген «правого сдвига». При наличии этого гена ребёнок вырастет правшой, при отсутствии – станет левшой или правшей с равной вероятностью. В большинстве случаев левши не отличаются по своим когнитивным особенностям от правшей т.к. являются как бы их зеркальным отражением. Однако среди всей субпопуляции левшей необычно высокий процент людей с нарушениями речи и письма. Около 1% из них вообще не могут научиться чтению и письму. Наличие подобных патологий объясняется тем, что часть левшей – это люди, у которых в первые месяцы и годы жизни центры речи и ведущей руки перебрались в ПП из-за микротравм и иных перинатальных поражений ЛП. В ПП центры речи развиваются в неподготовленных для этого корковых регионах. Однако в ряде случаев, поскольку центры речи и пространственно-временного восприятия находятся рядом, в непосредственном взаимодействии, у левшей выявляются экстраординарные творческие способности (Stevart, Clayson, 1980).


Просмотров: 2662
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Аграфия
  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Асимметрия полушарий и сознание
  • Асимметрия полушарий и стратегия обработки информации
  • Баев Борис Федорович (1923 – 1979)
  • Бейн Эсфирь Соломоновна (1916 – 1981)
  • В каком возрасте ребенок наиболее легко усваивает речь?
  • Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
  • Детское словотворчество
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Комплиментарное поведение человека
  • Логофобия
  • Методика «Расскажи по картинке»
  • Особенности детской речи
  • Подбор однокоренного слова, обозначающего действие Упражнение 20
  • Пол и асимметрия полушарий
  • Почему ребенок раннего возраста не любит слушать сказки?
  • Правши, левши, амбидекстры
  • Психологические особенности леворуких
  • Развитие звуковой стороны речи у детей раннего возраста
  • Речь
  • Семенова Анна Петровна (1899 – 1984)
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Системная модель половой дифференциации
  • Словоизменения в речи детей
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Тест Керна – Йерасека
  • Формирование вербального имиджа
  • Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь