Петрова Ирина Николаевна. Изучение специфических фобий в детском возрасте.

Изучение специфических фобий в детском возрасте.

Петрова Ирина Николаевна ООО Трансоверол, специалист по социальной работе, психолог г.Москва

Термин «фобия» происходит от греческого слова «phobos», что означает патологический сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы или ситуации (события). Патологические страхи стали предметом изучения начиная с Гиппократа, но сам термин «фобия» был введен только в XIX веке. З.Фрейд (2) отличал общие фобии от реалистических страхов, в то время как Е.Краепелин (3) рассматривал их в единстве.

 

Согласно Л.Миллер (5), страхи становятся фобиями, когда влекут за собой превышение нормативного проявления, заданного данной ситуацией, не могут быть обоснованы или логически опровергнуты, неконтролируемы, ведут к избеганию предмета страха, сохраняются в течение длительного периода, плохо приспособляемы и не являются специфическими для определенного возраста и уровня развития. Видами фобии являются специфические фобии (боязнь каких-либо определенных явлений и предметов): агорафобия, социальные фобии, фобии животных. Человек, у которого отмечена несложная форма специфической фобии, может не иметь других психологических проблем, и в отсутствии возбудителя страха, как и другик проблемы, может не вызывать опасения (4).

DSM-IV (1994) выделяет семь критериев, необходимых для диагностики специфической фобии. Фобия характеризуется постоянным видимым страхом объектов или ситуаций. Столкновение со стимулом почти неизменно вызывает ответную реакцию тревоги. Эта реакция может принимать форму ситуативно-обусловленной или ситуативно-предрасположенной панической тревоги. Подростки и взрослые, реже дети, нуждаются в осознании, сто их страх чрезмерен и необоснован. Избегание стимула или страх при столкновении с ним влияет на нормальное функционирование человека, общение и заставляет его испытывать беспокойство относительно наличия у него данного страха. Симптомы при фобиях не могут быть объяснены другими психическими нарушениями. DSM-IV отличается от DSM-III-R главным образом указанием на то, что продолжительность страха у индивида в возрасте до 18 лет составляет минимум 6 месяцев. Кроме того, дети не всегда осознают, что их страхи необоснованны.

Критерии ICD-10 являются схожими, хотя и более простыми, чем критерии DSM-IV, и основное различие состоит в том, что именно DSM-IV, а не ICD-10, подчеркивает осознание необоснованности страха.

Некоторые детские страхи являются неотъемлемой частью нормального психического развития. По мере развития познавательной сферы дети сначала испытывают беспокойство при разлуке с матерью или в присутствии «чужого», позже они начинают бояться животных и, наконец, ситуаций общения. В дальнейшем эти страхи являются предпосылками для возникновения фобий.

Для объяснения этиологии фобий используют психологические теории.

З.Фрейд (2) рассматривал фобическое расстройство как результат конфликта, центрированного на не разрешившихся в детстве ситуациях, наблюдавшихся в возрасте Эдипова комплекса.

У З.Фрейда в понимании исторически унаследованных страхов прослеживается двойственность. С одной стороны, в таких фобиях раннего возраста, как боязнь мелких животных, грозы и т.п., он видел некоторую «долю архаичного наследства». С другой стороны, Фрейд выделял детские страхи, к которым относил боязнь кастрации, страх потери любви, фобию животных. Двухфакторная теория О.Маурер (6) говорит о том, что развитие фобий проходит в два этапа. Сначала страх является обычной ситуативно обусловленной реакцией на фобический стимул. Последующее избегание стимула уменьшает чувство страха и предотвращает его появление. Согласно этой теории, столкновение со стимулом необходимо для уменьшения чувства страха, на чем основана психотерапия фобий.

Часто фобии могут быть приобретены через опосредованное научение, особенно когда дети наблюдают страхи взрослых.

А.М. Прихожан (1) относит к внешним источникам устойчивой тревожности детско-родительские и внутрисемейные отношения, как приводящие к постоянным психологическим микротравмам. А в качестве внутреннего источника тревожности, исходя из данных проводимых ее исследований, выступают конфликтная самооценка, влияние особенностей представления о себе и отношения к себе (неадекватно высокая самооценка при небольшом уровне притязаний).

Надо отметить, что страхи и фобии у детей имеют симптоматическое сходство со страхами у взрослых, за исключением того, что дети часто не рассматривают свои страхи как необоснованные (7). Страхи у детей часто бывают преходящими и длятся от одной до нескольких недель. У некоторых детей, однако, страхи сохраняются или превращаются с возрастом в более реалистические опасения. Длительные страхи могут явиться следствием более высокого уровня тревожности. Фобии у детей более поддаются терапии, нежели у взрослых, однако, у более чем половины детей, даже при улучшении состояния, фобии сохраняются.

Литература

  1. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков // Автореф. канд. дисс. – М., 1977. – 22 с.
  2. Freud S., Breur J. ober Die Berechting von der Neuasthenia einen bestimmten Symptomen Komplex als “Angstneurose” abzutvennen // G.W. Bd 1, 1895. – 315 p.
  3. Kraepelin E. Psychiatrie. Johann A. Barth. – Leipzig, 1915.
  4. Marks I. Fears. Phobias and Rituals. – New York, Oxford University press, 1987.
  5. Miller L., Brett C., Hample E. Phobias in Childhood in prescientific era // A.Davids (Es.) Child Personality and Psychopathology: Current topics. — New York, 1974. – vol. 1. – P. 89 – 134.
  6. Mowrer. O. Learning Theory and Behavior // J.Wiley. – New York, 1960.
  7. Silverman W., Nelles W. Simple phobia in childhood // Handbook of Child and Adult Psychopathology / M.Hersen, CLast (Eds.) – New York, Pergamon Press, 1990. –P. 183 – 195.
Просмотров: 506
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Небогатых Наталья Ивановна. «Страхи детей, что прячется за ними?»
  • Никитина Ирина Васильевна. ДЕТСКИЕ СТРАХИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ!
  • Казначеева Нина Ивановна. Как преодолеть детские страхи
  • Васильева Алина Владимировна. Формирование безопасного поведения как важное условие эмоционального благополучия дошкольника. Детские страхи.
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Детские страхи
  • Середа Светлана Юрьевна. Страничка психолога. Детские страхи
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога в ДОУ: «Детские страхи и пути их преодоления»
  • Главный Редактор. Школьные страхи
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь