Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации

Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации

Для детей 2 – 3 лет, находящихся в состоянии психической депривации, в Сахалинском специализированном доме ребенка в целях создания эмоционального благополучия и комфорта создана развивающая среда по удовлетворению потребностей детей в двигательной активности. Дети в течение дня имеют возможность свободно, безопасно находится в группе: играть и отдыхать.

Все оборудование доступно для детей. В группе каждому ребенку имеется возможность обыгрывать сюжет любой сказки: «Ленточные карусели», «Модули», «Избушка» настольная, «Ширма – занимательная». Дети достаточно обеспечены дидактическим материалом по сенсорному воспитанию, в полном наборе представлен материал в качестве предметов-заместителей, ассортимент которых расширяется за счет пособий выполненных педагогами.

 

Созданы вполне благоприятные условия для развития сюжетных игр Используются уголки уединения, где имеются наборы для игр: «Больница», «Семья», «Автобус», «Город» со всеми присущими для названных игр атрибутами. Оформление группы отличается чувством меры, хорошим вкусом. Комнатные растения, картины, цветовая гамма способствуют эстетическому развитию, создают спокойную атмосферу для развития ребенка.

Также созданы особые условия для эмоционального общения, проявляется доброжелательность к личности каждого ребенка, воспитатели обращаются с детьми ласково, поглаживают.

Педагоги помогают детям овладеть речевыми способами общения, называют их по именам, выбирая позицию «на уровне глаз». Стимулируют проявление положительных эмоций, создавая игровые ситуации с «любимой игрушкой, горкой, качалками». Привлекают к подражанию действиям взрослых при уходе за растением, уборке группы.

Особое внимание воспитатели уделяют утреннему подъему детей. Поднимают настроение, используя русское народное творчество. В группе всегда спокойная обстановка, голос взрослого не доминирует над голосом детей.

В течение дня дети имеют возможность уединиться в домике, на диване, на «плоту» в центре отдыха. Занятия проводятся по подгруппам, используются приемы и методы, а именно игры-украшения, игры-инсценировки. Учитываются желания детей, не навязываются действия партнера. Детям помогают освоить игровые действия и несложные сюжеты: «Сделаем кукле бусы», «Кукла заболела», «В гости Таня пришла».

Воспитатели на прогулках осуществляют развитие речи и ознакомление с окружающим миром через наблюдения, речевые и пальчиковые игры, стихи, песенки. Задают вопросы, требующие развернутого ответа ( «У тебя красивое платье и бусы, а у кого еще?»).

Воспитатели поощряют интерес к их рассматриванию, проговариванию знакомых текстов сказок, потешек. Педагоги увлеченно работают по продуктивной деятельности. Дают детям «выплеснуть» на бумагу свои переживания, выразить то, что для них интересно и значимо.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием занимаются, танцуют, подпевают, радостно общаются и инсценируют знакомые сказки.

Красной нитью проходит оздоровление детей, особое внимание уделяется закаливанию детей, имеется план профилактической работы с учетом сезонных явлений. Воспитатели, организуя физкультурные занятия и утреннюю гимнастику, включают в физкультурно-оздоровительный процесс корректирующие упражнения.

Врач-педиатр консультирует воспитателей по вопросам здоровья детей в раннем возрасте. Психолог вносит корректировки, направленные на профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в развитии.

С целью прослеживания динамики развития детей воспитатели ведут карты нервно-психического развития. Результаты развития рассматриваются на медико-педагогических совещаниях, где определяют недостатки и положительные результаты в работе с детьми. В работе участвуют специалисты дома ребенка: психолог, логопед, воспитатели.

Психолог с детьми проводит игровую терапию. Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Процесс совместной с ребенком игры включается в режим дня утром и вечером. Во время игровой терапии устанавливаются ограничения, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения минимальны и выполнимы.

В процессе игровой терапии дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев в более «пристойной» форме. В их игровой деятельности постепенно преобладают сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.

Ежедневно, в период адаптации детей к условиям дома ребенка, подбираются игры. Игры используются в различные режимные моменты.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

  • игра повторяется в течение дня несколько раз
  • при введении новой игры знакомые игры повторяются
  • знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы
  • игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций
  • продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организовываются индивидуально, по количеству повторений
  • при повседневном использовании игр учитывается состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Основная задача игр в период адаптации ребенка к условиям дома ребенка – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Дети должны в нем увидеть доброго и отзывчивого человека, способного заменить родного человека. Воспитатель должен стать интересным партнером в играх, а эмоциональное общение между взрослым и ребенком на основе совместных действий будет способствовать успешной адаптации и созданию эмоционального благополучия и комфорта.

Приведем примеры игр, используемых с детьми раннего возраста в доме ребенка:

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение мы старались «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучали согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

В свободное время детям для создания положительных эмоций и создания хорошего настроения читаются и заучиваются «вежливые» стихи, например:

Добрый день – тебе сказали.
Добрый день – ответил ты.
Как две ниточки связали
Доброты и теплоты.

Таким образом, в группе раннего возраста созданы оптимальные условия для адаптации, эмоционального благополучия и комфорта детей, находящихся в условиях психической депривации.

Просмотров: 575
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Игры для ребенка от 1 до 2 лет
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь