Алёна Тропина. Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.

Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.Те, кто работает в сфере дошкольного образования, уже почувствовали изменения, направленные на улучшение его качества. Но насколько повысится качество дошкольного образования, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Опыт работы в детском саду показывает, чем раньше педагог наладит сотрудничество с семьями воспитанников, тем эффективнее будет его работа. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.
Если говорить о России, то изменение государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании» 1990 года) повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
01.09.2013 вступил в силу новый закон «Об образовании», постепенно детский сад должен стать первой обязательной ступенью образовательного процесса. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В дошкольном стандарте главная роль отводится развитию личности ребёнка. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. Одним из условий успешного личностного развития ребёнка является тот факт, насколько хорошо воспитатели наладят взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка и организуют вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Хотим поделиться с вами наиболее интересными и результативными формами работы с родителями (все они постоянно используются нами).
Акция. Цель: привлечение внимания родителей к определённой проблеме. Примеры: «Помощь приюту животных» (сбор средств, необходимых для приюта); «Юный читатель» (воспитание любви к художественной литературе, пополнение книжного фонда группы); «Птичья гостиная» (привлечение родителей к изготовлению оригинальных кормушек для птиц); «Из добрых рук с любовью! Помощь пожилым людям».
Выставка предметов совместного творчества. Цель: реализация творческого потенциала детей и родителей в ходе совместной деятельности. Примеры: «Были бы у ёлочки ножки» (выставка ёлочек, сделанных из различных материалов), «Говорит экологическая тропа» (выставка поделок из природного материала).
«Ликбез для родителей» (физкультурный практикум). Цель: знакомство родителей с видами двигательной активности (упражнения, подвижные игры), характерными для того или иного возраста.
Портфолио группы (ведётся на протяжении работы группы от яслей до подготовишек). Цель: сплочение родительского коллектива через знакомство с индивидуальными особенностями каждой семьи (в портфолио помещаются рассказы родителей о семье, о ребёнке, о семейных традициях); информирование всех участников образовательного процесса о событиях, происходящих в группе, достижениях…
Совместный выезд (участвуют все члены семьи). Цель: сплочение родительского, детского коллективов и педагогов группы. Примеры: «Совместный поход на дюны, посвящённый Дню Защиты Детей»; «Совместный выход в музей кукол».
Родительское собрание «Разговор за чашкой чая» (предполагает использование мультимедийных технологий, показ видеозарисовок из жизни детей в детском саду). Цель: информирование родителей о событиях, происходящих в группе; создание благоприятного эмоционального климата в группе.
День добрых дел. Цель: Привлечение родителей к подготовке и проведению утренников; к обновлению предметно-развивающей среды (пошив костюмов, изготовление наглядных пособий); совместные постройки снежных фигур на участке группы; подготовка участка к летнему сезону (посадка растений, оборудование детской площадки).
Проекты. Цель: привлечение родителей к решению ряда задач, поставленных в ходе реализации проекта. Пример: «Моя родина – корабельная сторона», «Моя Родина - Россия» (родители привлекались к пошиву костюмов, сочинению стихов, проведению акций).
Совместные занятия (могут быть как запланированными, так и спонтанными). Цель: привлечь родителей к совместному творчеству и познакомить и познакомить с различными видами деятельности, которые могут быть использованы для развития ребёнка. Пример: при ведении занятий во второй половине дня приглашать пришедших раньше родителей для участия в занятии (спонтанное); мастер-класс для детей и родителей «Интерьерные украшения к новому году» (запланированное).
Самиздат для родителей (выпуск плакатов, буклетов, информационных листков, настенных и печатных газет на определённую тематику). Цель: предоставление родителям информации на определённую тему. Пример: к периоду отпусков выпуск буклета для родителей «Во что играть с ребёнком на отдыхе» (вручался родителям перед уходом в отпуск).
Посещение семей воспитанников. Цель: знакомство с семьями и условиями проживания.
Совместное оформление стендов и фотовыставок (оформляются, как правило, по итогам какого-либо события). Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Надеемся, что этот небольшой обзор поможет как молодым, так и опытным педагогам в работе. На самом деле форм работы с родителями великое множество, в большинстве своём они уже придуманы и разработаны, но тем интереснее пробовать, искать более интересные и действенные, а потом приходить к чему-то новому. И помните, что чем больше возможностей мы, педагоги, предоставим для проявления родительской активности, тем выше будет коэффициент полезного действия нашего педагогического труда.

Просмотров: 515
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Володченко Милена Сергеевна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (памятка для родителей)
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Морозова Наталия Николаевна. «Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей: «В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Лакеева Оксана Александровна, Широбокова Татьяна Борисовна, Шапеева Светлана Вадимовна. Совместный проект воспитателей, родителей и воспитанников подготовительной группы «МОЯ МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ!»
  • Рыжова Раиса Леонидовна. Конспект НОД в рамках недели педагогического мастерства для родителей и детей второй группы раннего возраста (2 — 3 года) «Путешествие с солнышком»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь