Юлия Лавривская. Этнопедагогический подход в воспитательной работе педагога дошкольного образования.

Этнопедагогический подход в воспитательной работе педагога дошкольного образования.Современные задачи семейного воспитания дошкольника, вытекают из насущных проблем общества и заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования личности. Это объясняется его решающей ролью в формировании личности дошкольников. Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, наблюдается резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в дошкольной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.
Обратимся к сущностному содержанию основных понятий исследования. Наиболее важным в наши дни в контексте рассматриваемой проблемы представляется рассмотрение этнопедагогического подхода к воспитанию, несущего идею самореализующейся творческой личности и дающего знание о способах приобщения детей к истокам русской национальной культуры. Этнопедагогический подход как научный феномен был введен в науку как результат исследований по этнопедагогике.
Обратимся к истории вопроса. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.  Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.
Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы». И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Ф.Фребель, И.Ф.Гербарт особое внимание уделяли традициям семейного материнского воспитания, считая, что мудрость матери – пример обращения учителя с  воспитанниками.
К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из  важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. В эпоху активизации народновольнических настроений  вся русская интеллигенция с особым интересом знакомилась с результатами экспедиций  и критическими работами В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, заново открывали для себя образцы русского народного творчества. Знакомство с малыми и крупными жанрами народного творчества, обрядами, традициями, ритуалами инициировало Л.Н.Толстого, Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, Н.И.Ильминского к разработке педагогических систем и авторских школ для крестьянских детей и детей рабочих, которые были воспитаны на народной семейной  педагогике.
С выделением педагогики  в отдельную науку о воспитании и обучении, интерес к народной педагогике снижался. В годы советской власти к приемам и методам народной педагогики стало проявляться пренебрежительное, негативное отношение.
Впервые в советское время  Г.Н. Волков проявил научный интерес к этнопедагогике, как мудрости народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в педагогической науке – «этнопедагогика», которое изучает приемы, методы, средства и содержание народной педагогики. Ведущая идея этнопедагогики – достижение гармонии, социального, природно-биологического и духовного в развитии человека через окружающую образовательную среду.
Этнопедагогика рассматривает, как отмечает Г.Н. Волков, процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Этнопедагогику  сегодня представляют как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Вместе с тем, этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Исследователи этнопедагогики выясняют педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики.  В настоящее  время  в  учебных  заведениях этнопедагогический подход активно реализуется  в  воспитательном процессе ДОУ (проводятся праздники народной тематики, мероприятия, концерты, творческие вечера, посвященные народным обычаям и традициям).   В рамках национально-регионального компонента в строоскольксих  детских садах проходит интегрированный курс – история и культура родного края отдельно и страны в целом.  Педагоги активно используют этнопедагогический подход в процессе воспитания дошкольников. Однако народная педагогика – это педагогика, предназначенная не только для педагогов-профессионалов, как отмечалось выше, именно поэтому необходимо, активно способствовать проникновению данного подхода в воспитании детей в семью. Этот процесс должен проходить при активном содействии воспитателя, так как сами родители в меру занятости, непосвященности в данном вопросе или же просто не желании, на это не способны.
Таким образом, этнопедагогический подход вооружает воспитателей педагогическими средствами и методами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Отсюда его важность и   необходимость для реализации продуктивного взаимодействия семьи и детского сада  в воспитании дошкольников.
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателей в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Продуктивное семейное воспитание  способствует всестороннему развитию детей. Многовековой опыт позволил выработать определенные методы и приемы воспитания детей в семье. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи.
Семья как фактор воспитания занимает весомое положение в этнопедагогике. Анализ традиций воспитания детей в семье показывает, что многие из них могут быть успешно использованы и в современных условиях. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу ДОУ. Он может и должен вести систематическую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, используя при этом различные формы и методы работы.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.
Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к   многовековому опыту русского народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применялись в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом.
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателя в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи.

Просмотров: 439
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна. Этнопедагогический подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста на примере программы «От рождения до школы».
  • Полукарова Марина Викторовна. Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Порозова Ольга Николаевна. Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Этическая беседа – как форма обучения и воспитания дошкольников»
  • Коротун Лилия Олеговна. Игра как педагогическое средство воспитания личности
  • Столярова Мария Олеговна. Статья на тему: «Семейное воспитание как важная составляющая воспитания детей».
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Методическая разработка 'Народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников'
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Чустеева Анастасия Никитична. Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Макушева Наталья Викторовна. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания.
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Бочкова Елена Валерьевна, Гимадиева Наталья Андреевна. Консультация на тему: «Стили семейного воспитания и роль семьи в решение вопроса профилактики нарушения речи».
  • Хазиева Юлия Николаевна. Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь