Марина Устинова. Роль воспитателя в развитии детей дошкольного возраста

Роль воспитателя в развитии детей дошкольного возрастаВ.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация развивающих игр; это первый шаг, определяющий судьбу  человека. При первом посещении ребёнком дошкольной организации роль воспитателя играет решающее значение. Ласковое, нежное отношение, мягкость в голосе, загадочность – один из возможных и неоднократно проверенных вариантов в отношении с ребёнком. Воспитатель всем обликом должен располагать ребёнка к себе, положительно эмоционально настраивать на общение. Общение между малышами бывает порой непредсказуемым, здесь нужны интуиция и выдержка. Немалое значение  имеют речевые интонации воспитателя. Спокойный требовательный тон – это всё, что вы можете себе позволить.
Воспитатель, который заботится только о порядке и дисциплине, - это не воспитатель, а монстр. В руках воспитателя ответственность не только за физическое, но и за морально – психологическое состояние ребёнка. Одна из основных задач воспитателя – суметь сосредоточить внимание детей на игре, заинтересовать их и дать почувствовать каждому ребёнку, что тот является важным и необходимым членом коллектива. У воспитателя должно быть уважение к малышу и высокоразвитое чувство справедливости. Только при условии честного отношения, при умении держать слово ( малыш всегда помнит, если что – то ему было обещано), периодически давая почувствовать детям, воспитатель достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером. С первых дней от воспитателя зависит то, какая психологическая программа поведения ребёнка будет заложена. Поэтому игровые ситуации должны меняться с учётом распорядка дня и временных рамок. Смена игр создаст у ребёнка ощущение калейдоскопа незабываемых впечатлений и вызовет желание вновь вернуться в волшебную страну- детский сад.
Воспитатель должен обладать многогранным талантом: мгновенно фантазировать и сочинять сказки на создавшиеся ситуации, чтобы привлечь внимание детей. В некоторых моментах нужно полагаться на собственную интуицию, складывающуюся из множества факторов, обеспечивающих нормализацию обстановки в неадекватных ситуациях. Необходимо тщательно анализировать индивидуальное развитие каждого ребёнка. Наглядность – основной и решающий фактор в воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок, попавший в руки грамотно строящего свои отношения с детьми воспитателя, после первых «баталий» перед посещением детского сада, вскоре становится радостным и весёлым и с желанием идёт в детский сад, где царит атмосфера понимания и доброжелательности. Не бывает плохих и хороших детей, а есть разные темпераменты, с особенностями которых воспитатель должен считаться в выборе методов и средств, применяемых в детском саду. Если при работе с детьми учитывать типы их темпераментов, то воспитатель практически не будет иметь с воспитанниками особых проблем. Дети всегда тянутся к людям, которые понимают, чего они хотят, в то же время не будучи к ним слишком строгими. Когда дети шалят, то они сами внутренне ожидают какого – то порицания, если его не последовало, то дети пробуют ещё раз повторить свою шалость. Если наказания не последовало и в этот раз, то можно с уверенностью сказать, что дети «сели вам на голову». Иными словами, воспитатель должен быть не только мягким и не только строгим, но таким, чтобы дети его уважали, в тоже время не боялись. Педагог должен быть таким, чтобы дети видели в нём старшего товарища в играх, заботливую «маму» в бытовых вопросах и близкого человека, которому можно доверить что – то сокровенное  -  к такому идеалу должен стремиться каждый педагог. К сожалению, воспитатели  часто совершают ошибки в воспитании детей дошкольного возраста: частью из – за своей неопытности, а частью( хотя этого, конечно, нельзя допускать) по нежеланию вникнуть в суть воспитания.
Первая ошибка самая серьёзная – отсутствие индивидуального подхода к детям. Каждому педагогу всегда необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален, индивидуален, что у него имеется масса особенностей, отличающих его от других детей, множество интересов, которые нужно развивать. Воспитатель должен со всей ответственностью отнестись к тому, что у него в руках находятся все возможности формирования характера ребёнка, его мировоззрения, привычек.Именно воспитатель должен обращать внимание на то, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Если присмотреться более внимательно к каждому ребёнку, очень скоро станет ясно, что одному достаточно объяснить его правоту, другому поставить в пример товарища, третьему постараться разъяснить всё на эмоциональном уровне( воздействовать на чувства ребёнка, а не окрики воспитателя).Для того чтобы исправить эту ошибку, надо изменить свои взгляды на детей, чтобы выявить отличия конкретного ребёнка от других детей в группе.
Вторая ошибка – это внимание к одним детям за счёт невнимания к другим детям. Здесь речь идёт в основном, о так называемых «любимчиках». Следует помнить о том, что дети чрезвычайно чутки – и у них, как правило, обострено чувство справедливости. Хороший воспитатель должен сплачивать детей, помогать им в том, чтобы каждый из них обрёл друга. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми!
Следующая ошибка - несправедливое наказание. Суть этой ошибки в том, что воспитатель не желает разобраться в поступках детей. В этот момент им движет стремление побыстрее исчерпать инцидент, назначив наказание. Прежде чем назначить наказание ( посадить на стульчик) следует досконально разобраться в возникшем конфликте и постараться справедливо рассудить стороны и в первую очередь помирить детей между собой. Другой вид несправедливого наказания – это унижение ребёнка. Многие воспитатели, как это ни странно, считают вполне педагогичным поставить провинившегося ребёнка перед всеми другими детьми. Рассказать им о проступке, который тот совершил, вызывая тем самым смех и издевательства со стороны других детей. В данном случае речь идёт об унижении достоинства маленького человека. В результате такого наказания ребёнка дразнят другие дети, а то и прекращают общаться с ним. Ситуация нередко может быть разрешена только путём перевода другого ребёнка в другой детский сад. Повышение голоса на ребёнка. Окриком мало чего можно добиться.   Ребёнок привыкнув к тому, что на него повышают голос, становится в дальнейшем практически нечувствительным к замечаниям, которые делают ему в таком тоне. Строгость и повышение голоса – это разные вещи! Категорически запрещается применять меры физического воздействия!!! Для каждого ребёнка можно подобрать свой ключик, который откроет путь к осознанию им своих хороших и плохих поступков. Если воспитатель учтёт все индивидуальные особенности каждого ребёнка, то он научится находить подход к каждому ребёнку. Если вы педагог своего дела, то вы сумеете избежать данных ошибок, найти подход к каждому ребёнку, его родителям и к коллегам.

Просмотров: 335
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Дмитриева Ольга Николаевна. Интегрированное развлечение по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе 'Это должен каждый знать обязательно на 5'
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Ольга Суркина. Конспект НОД Воспитателя с детьми Средней возрастной группы Тема: «Зима. Что бывает зимой?»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Новикова Альбина Павловна. Родительское собрание «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Бочарова Галина Ивановна. Педагогический проект «Правила, которые должен знать каждый »
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Ольга Ивакина. Индивидуальный подход к детям, как универсальный метод оздоровления ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь