Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.

Соколова О.Г., Кандидат педагогических наук, логопед высшей категории, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка» г. Долгопрудного.

Развитие личности ребенка начинается в раннем возрасте, когда родители приучают малыша к его роли в обществе, семье. Формирование социального поведения ребенка начинается с первых дней жизни, при первых контактах с матерью, когда мать прививает ребенку необходимые гигиенические навыки, кормит в определенное время, играет и общается с малышом. В возрасте от 1,5 до 2,5 лет у ребенка появляются определенные обязанности: пользоваться ложкой во время еды, убирать игрушки, мыть руки, вовремя ложиться спать, причесываться, здороваться при встрече, переобуваться в помещении в комнатную обувь и ряд других детских обязанностей.

Как показывает наше изучение поведения младших дошкольников от 2,5 до 3 лет и от3 до 4 лет, принятых в начале учебного года в первую младшую и вторую младшую группу детского сада, большая часть детей не владеет самостоятельными социальными навыками даже на четвертом году жизни. Постоянная помощь родителей, зачастую родительская неграмотность, торопливость в вопросах привития полезных навыков самостоятельного социального поведения приводит к неутешительным результатам: родители обращают мало внимания на воспитание самостоятельности у детей, которая начинается именно с умения себя обслуживать.

Вновь пришедшие в детский сад дети не могут самостоятельно пользоваться ложкой, ожидая, что воспитатель покормит каждого из них, не начинают есть без помощи взрослого, одеваться, раздеваться, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться туалетом, застегивать и расстегивать пуговицы, использовать салфетку за столом. Из 17 детей от 2 до 3 лет, пришедших в первую младшую группу детского сада, только 4 ребенка могли самостоятельно, с помощью ложки, принимать пищу за столом, 3 ребенка сами надевали куртки на прогулку, а дети в возрасте от 3 с небольшим лет до 4 лет не могут самостоятельно надеть штанишки, курточку, тем более не могут застегнуть одежду на молнию. Практически все дети не могли мыть руки самостоятельно с мылом. Более трети детей приходили в детский сад в памперсах, хотя возраст превышал 2 года 4 месяцев. Самостоятельно использовать расческу не могли 12 детей.

Воспитанники, пришедшие во вторую младшую группу детского сада впервые, не слушают простых организационных ориентировок воспитателя, высказывают свои мысли и стремления междометиями, в лучшем случае – одним двумя даже не бытовыми словами, а слогами, похожими более на лепетную речь. Из бесед с родителями мы выяснили, что мамы и папы, исключительно из стремления помочь ребенку, а возможно, от недостатка времени или терпения, не прививают ребенку навыков самостоятельного поведения, делают все за ребенка сами, потому что «он долго копается», «я лучше сама его одену», таким образом лишают своих детей возможности проявлять себя в домашней обстановке, не развивают у них простейших бытовых навыков, надеясь на то, что «в саду научат». И как туго приходится порой воспитателю, когда большая часть группы не только в 2-3 года, но и вторая младшая, и даже средняя, в 5 лет, не может собраться на прогулку и надеть сама свою одежду.

Наконец, основная часть родителей, имеющих детей даже 4-6 лет, предупреждает большую часть самых простых действий ребенка по самообслуживанию, перемещению в пространстве за нужным предметом, освоению окружающего мира. Ребенок меньше прикасается к предметам, меньше получает информации на органы чувств. Отсюда происходит искажение представлений, отсутствие элементарных бытовых понятий о внешней среде.

Помимо отсутствия навыков поведения, адекватного периоду младшего дошкольного возраста, наблюдаются проявления незрелости эмоционально – волевой сферы в виде импульсивности, возбудимости, снижения мотивации произвольной деятельности, низкого уровня включения в деятельность, неумения сохранять последовательность в выполнении заданий. Эти дети отличаются повышенной психофизической утомляемостью и стремятся упростить свою деятельность или отказаться от нее. Например, одеваясь самостоятельно на прогулку, дошкольники не надевают ряда теплых вещей, которые на него обязательно надевают взрослые, а сразу натягивают сапоги, куртку и идут к двери, за столом не съедают всю пищу из тарелки, а при мытье рук не следят за тем, насколько чисто они вымыли руки. Рисуя на листе бумаги, часто применяют поверхность стола для продолжения рисунка, так как во время рисования не проследил за тем, чтобы рисунок не выходил за край листа или за контур.

Речевые недостатки заметно проявляется в нарушениях звукопроизношения, бытовом характере лексики, трудностях усвоения норм произношения. Значительная часть детей (более 58%) нуждается в консультациях логопеда уже в младшем дошкольном возрасте в связи с нарушением фонематического слуха, либо физиологической дислалией, которая переходит в более устойчивую форму- фонетико – фонематическое недоразвитие речи к пяти годам.

Активность в вербальных контактах ребенка, нахождение своего места в группе, его востребованность для общения у других детей в группе, соблюдение его личностных интересов в социальной стороне жизни группы — уже к 4-5 годам, к средней группе детского сада, помогает ребенку стать социально значимым в детском сообществе, стать личностью.

И наоборот, снижение речевой и познавательной активности у детей не только младшего дошкольного возраста, но и детей старшей и подготовительной группы при ограниченном запасе представлений об окружающем мире, отсутствии практических возрастных навыков по ориентировке в пространстве комнаты, игровом столе, на участке в детском саду и других элементарных знаний об окружающем, не позволяет ребенку найти собеседников, друзей в группе.

В детском саду дети должны самостоятельно уметь одеваться уже с раннего детского возраста, пользоваться ножом и вилкой за обедом – со среднего возраста, пользоваться салфеткой – с младшего дошкольного возраста. Несовершенство овладения элементарными бытовыми навыками или их отсутствие в среднем и старшем дошкольном возрасте говорит не просто о несформированности навыков самообслуживания, но и об отсутствии представлений об окружающем, соответствующих возрастным показателям развития ребенка.

Наша работа по развитию навыков социальной адаптации детей в детском саду показала, что уже после первых трех – четырех месяцев формирования у детей навыков самообслуживания, организации и проведения занятий, дошкольники начинают ориентироваться в пространстве группы, спальни, туалета, раздевалки, пользуются самостоятельно ложкой, овладевают гигиеническими навыками, знают свое место на занятиях, сами собираются на прогулку. Процесс внимания становится более целенаправленным и длительным, что положительно сказывается на качестве усвоения программного материала на занятиях. Целенаправленная работа по формированию речи приводит к тому, что дети более непринужденно вступают в вербальные контакты с окружающими, языковые символы приобретают более прочное подкрепление с помощью реальной действительности благодаря взаимодействию с предметным окружением.

В игре, помимо манипуляций, проступают начала предметной деятельности, и к середине младшей группы появляется игра вдвоем, а уже к старшему дошкольному возрасту, при организации игровых ситуаций и игровых уголков в группе, дети играют в сюжетно – ролевые игры с правилами. Динамика развития социальных навыков приобретает положительный характер. Дети старшей и подготовительной группы дежурят по столовой, убирают и моют игрушки, протирают столы и стулья, могут контролировать выполнение заданий. Процесс формирования социального поведения необходимо продолжать далее в школьном обучении, что чаще всего и происходит в процессе появления нового вида деятельности – учебной. Главной задачей работы по социальной адаптации в окружающем мире в детском саду является развитие у ребенка навыков самостоятельной деятельности, интеграция его в окружающий мир.

Просмотров: 488
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Кизилова Ирина Александровна. Развитие графических навыков у детей 5-7 лет при использовании технологии «Рисование — линейная графика»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Людмила Михайловна Журавлёва. Использование игровых приёмов как средство формирования навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Варианты игр и упражнений для развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Конспекты занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Давыдова Юлия Евгеньевна. Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников
  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь