Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: вариативные образовательные программы и технологии

Нестандартный стандарт дошкольного образования: вариативные образовательные программы и технологии

Со словом стандарт в русском языке ассоциируется унификация, единообразие, подравнивание под единый образец. Не случайно при обсуждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования неоднократно высказывалось сомнение в самой возможности задать единые требования к такой нежной области, как воспитание дошкольника. К чести составителей ФГОС ДО, им удалось законодательно закрепить право дошкольного возраста на уникальность и нестандартность. Провозглашенные Стандартом принципы полностью согласуются с гуманистическими установками лучших инновационных технологий. С идеей вариативности образования, которая предполагает наличие разнообразных Примерных комплексных и парциальных образовательных программ, вариативность образовательных практик.

Одним из принципов Стандарта является многообразие форм организации образовательного процесса, развитие ребенка через игру и разнообразные виды творческой деятельности – изобразительной, музыкальной, театрализованной, познавательной, конструктивной, коммуникативно-речевой и др. В соответствии с этим принципом строится развитие детей средствами учебно-методических комплектов (УМК) «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»). УМК ВеДеДо составляют систему, Парциальную программу с приоритетом художественно-эстетического и речевого развития. Живым нервом каждого комплекта являются песни о той или иной стороне жизни ребенка в течение дня. В комплект также входят художественные иллюстрации и методические рекомендации по организации деятельности детей в связи с ознакомлением с песнями. Песни написаны композитором С.Коренблитом на слова известных русских поэтов: А.Фета, А. Блока, И. Бунина, А. Плещеева, К. Бальмонта, М. Цветаевой, С.Черного; детских поэтов В.Берестова, М.Грозовского, М.Слуцкого, Н.Ивановой и др. Иллюстрации художников Г.В. Александровой, Н.М. Юзефович, Е.А. Румянцевой, М.А. Ивановой. Авторы методических рекомендаций — ведущие специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, педагоги высшей квалификации: Арушанова А.Г., Бахарева Н.С., Булгакова М.А., Буянов А.А., Волосовец Т.В., Доронова Т.Н., Историна Л.В., Кузнецова Г.В., Рунова М.А., Рычагова Е.С., Соловьева Е.В., Шакарова М.А.

Комплекты ВеДеДо концентрируются вокруг режимных моментов дня дошкольника, нацелены на то, чтобы сделать этот день веселым и радостным. Выпуски «Режим дня и навыки самообслуживания» помогают привить малышу навыки самообслуживания (одевание, умывание и т.д.), развить его речевой слух и повысить культуру речи, учат получать удовольствие от творческого восприятия музыки. Руководство содержит советы по воспитанию ребенка, освоению и соблюдению режима дня (подъем, поход в детский сад и др.).

Выпуск «Зарядка для детей 5-7 лет», как и остальные, решает педагогические задачи физического развития детей через создание развивающей среды и новые формы взаимодействия участников образовательного процесса, через приобщение к песням и иллюстрациям к ним, реализующим принцип синтеза искусств. Способствует формированию здорового образа жизни детей, помогает привить привычку начинать день с зарядки. Комплексы зарядки развивают у детей быстроту движений, ловкость, гибкость, выносливость и координационные возможности. Методические рекомендации, направлены на взаимодействие родителей и педагогов ДОУ по формированию основ физической культуры и здоровья у детей, а также предлагается перечень советов для родителей.

Выпуск «Цифры» позволяет педагогам или родителям познакомить детей дошкольного и младшего школьного возраста с числами первого десятка. В игровой весёлой занимательной форме через мелодичные и ритмичные песенки ребёнок запомнит числительные, познакомится с цифрами, освоит навыки счёта. Предлагаемый учебно-методический комплект опирается на принцип единства аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский). Из соединения стихов и музыки рождается песня – веселая, озорная – и вместе с тем серьезная, дающая наглядное представление о каждом из чисел первого десятка и цифре. Позитивный эмоциональный настрой и методическая чёткость обеспечат высокую эффективность проводимых занятий.

«Необыкновенное путешествие по Азбуке» формирует у дошкольников предпосылки грамотности и элементарную аналитико-синтетическую звуковую активность в процессе знакомства с песнями об алфавите, азбуке, буквах.

«Загадки о зверях» обеспечивают атмосферу радости и творчества в жизни ребенка, интеграцию содержания разных образовательных областей Программы развития дошкольника 3 – 6 лет при ознакомлении детей с жизнью животных. В легкой приятной форме малыши получают ценные сведения о повадках, среде обитания, особенностях строения четвероногих обитателей в ближайшем окружении (домашние животные) и животных жарких стран, с которыми знакомятся в зоопарке, цирке, театре зверей, а также через книги, видеофильмы, Интернет. В процессе разнообразных игр с игрушками животными и картинками дети используют имеющиеся сведения, включают их в содержательное общение, диалог. Происходит развитие словаря, связной грамматически оформленной речи. Развивается умение устанавливать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

«Загадки о птицах». Пособие имеет целью решение комплекса задач познавательного, речевого, социального, личностного развития детей через особую организацию предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами в условиях семьи и дошкольного учреждения. Представляет широкую палитру форм организации образования детей 3 – 7 лет с целью развития языковой личности дошкольника, его эмоциональной сферы, творчества в процессе приобщения к веселым загадкам о птицах. В них осуществлен синтез поэтического и музыкального искусства, обеспечивающий для детей дошкольного возраста баланс познавательного и эмоционального компонента образования, исполнительских и творческих форм деятельности. Эмоциональная составляющая чрезвычайно важна для становления системы отношений растущего человека к самому себе, окружающим людям – сверстникам и взрослым, окружающему миру – природе и миру культуры.

«Загадки о насекомых». Пособие представляет широкую палитру форм организации образования детей 4 – 8 лет с целью комплексного коммуникативно-речевого, познавательного, художественно-эстетического их развития. Вводит дошкольников в мир живой природы через песни-загадки о насекомых. В них дается описание существенных свойств, внешнего вида, характера насекомых, что составляет познавательный элемент загадки. Стихотворная форма, образные слова и выражения направлены на развитие поэтического слуха (восприятия этих средств в речи), обогащение языка ребенка. Загадывание и отгадывание загадок вовлекает детей в диалог, развивает текстовую деятельность.

«Двенадцать месяцев». Представляет широкую палитру форм организации образования детей 4 – 8 лет на основе интеграции содержания разных образовательных областей в тематике, связанной с месяцами года. Рекомендации даны в виде сценариев развивающего общения с детьми. В их основе лежит обогащение диалогического общения с взрослыми и сверстниками, игры как основной формы взаимодействия дошкольников, взаимосвязи организованной взрослым и самодеятельной детской активности. Оказывает существенное положительное влияние на развитие языковой личности дошкольника. Такие базисные характеристики личности, как коммуникативная компетенция, инициативность, самостоятельность, активность, креативность (творческость), эмоциональность. Показано влияние диалогического общения и игры на содержательность и эмоциональность детских высказываний – монологов, а также элементарное осознание детьми явлений языка и речи.

«Хороводные». Основу выпуска составляют хороводные песни, которые специально созданы для детей дошкольного возраста. Каждая песня сопровождается карточкой со стихами и иллюстрациями, которая помогает организовать игровую и творческую работу с детьми. Хороводные песни и игры помогают быстрой и безболезненной адаптации ребенка к детскому коллективу, поддерживают его естественную активность, творчество, развивают коммуникативные навыки. Материалы выпуска помогают развитию детей, могут использоваться в детском саду и дома для организации ежедневных занятий и запоминающихся детских праздников.

«Шуточные песни». Данное пособие – своеобразная хрестоматия юмора для дошкольников писателя Даниила Хармса. Хрестоматия стихов удивительного детского писателя-пересмешника, положенных на музыку тоже удивительным композитором Станиславом Коренблитом. Это замечательная встреча двух творческих личностей, обладающих прекрасным чувством юмора – словесного и музыкального. В процессе восприятия шуточных песен дети осваивают содержание образовательной программы вне прямого обучения, как эмоционально насыщенную радостную спонтанную деятельность: игру, словесную игру, художественное творчество, личностное общение, театр, просто отдых, досуг.

«Поем и играем в кукольном театре». Руководство содержит рекомендации по использованию материалов выпуска для ознакомления детей с кукольным театром и его куклами, а также с трудом актёров-кукловодов. Предлагаемые в выпуске песни написаны для досуговой деятельности детей. В неё входят песни для кукольного театра (на примере кукол из театра Карабаса Барабаса), песни для циркового представления, песня проказника Петрушки, а также песня – гимн актёрам кукловодам. Песни о куклах и актёрах-кукольниках рассчитаны на их использование всеми участниками педагогического процесса: детьми и родителями, воспитателями и музыкальным руководителем детского сада, а также педагогами дополнительного образования, руководителями детских театральных кружков и студий, гувернёрами и учителями начальных классов. Включённые в комплект иллюстрации отражают содержание песен, что позволяет сделать каждое занятие с ребятами ещё увлекательнее и продуктивнее. Иллюстрации можно использовать не только как своеобразный видеоряд, но и как пример для создания детских рисунков, аппликаций и даже кукол.

«Игры». Основу выпуска составляют специально разработанные для детей стихи и песни, которые помогут родителям и работникам ДОУ организовать игровую и творческую деятельность детей. Выпуск направлен на решение задач психического развития, обучения и воспитания детей дома и в детском саду. Стихи и песни посвящены тем или иным видам деятельности детей (игра, лепка, рисование и т.п.) Они помогут Вам создать тёплую и радостную атмосферу общения с детьми, будут способствовать созданию положительной мотивации у детей на игру и творчество.

«Фейные сказки». Эти сказки Константин Дмитриевич Бальмонт написал для своей четырехлетней дочурки Ниники (Нины). Они все пронизаны чувством любви, нежности, зачарованности. А.Блок оставил такую рецензию на «Фейные сказки»: «Истинно, “камни оживают” под легкие звуки таких стихов. Это прозрачный мир, где все сказочно – радостно и мудро детской радостью и мудростью». Песни воздействуют на чувства детей и взрослых, захватывают своим настроением, изысканностью, очарованием. Их надо слушать и наслаждаться прекрасным искусством.

«Колыбельные». Руководство содержит рекомендации по использованию материалов выпуска для ознакомления детей дошкольного возраста с жанром «Колыбельная». Оно поможет в укладывании ребёнка на ночной и дневной сон, разнообразит детские музыкальные спектакли, занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Информация, которая передаётся ребёнку с песней во время засыпания, остаётся у него в памяти. Дитя воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.

Парциальная программа дает простор для творчества в использовании УМК в работе с детьми. Учебные материалы можно использовать по-разному. Педагоги могут предложить к прослушиванию две песни в первую половину дня и одну – во вторую, причем одна песня сопровождает непосредственно образовательную деятельность, а две другие звучат в режимные моменты. Можно использовать песни «ВеДеДо» один раз в день, например, возвратившись с прогулки в группу или перед укладыванием спать. Не следует перегружать детей песнями. В течение дня должно звучать не более четырех песен. Авторы не рекомендуют прослушивать песни более двух раз подряд, исключение составляют случаи, когда дети сами просят об этом.

Парциальная программа ВеДеДо затрагивает широкий спектр фундаментальных и прикладных проблем педагогики и основывается на концепции гармонизации парадигм вариативного образования Е.А. Ямбурга. Парадигма, по его определению, есть «ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований». Современное состояние российского образования характеризуется столкновением четырех педагогических парадигм: когнитивно-информационной, личностной, культурологической, компетентностной. Магистральным путем развития отечественного образования должна стать их гармонизация. В дошкольном учреждении ни одна из обозначенных педагогических парадигм не должна быть устранена из образовательного процесса, но каждая из них должна применяться с учетом возрастных особенностей дошкольника. Идея их взаимодействия опирается на концепцию «диалога культур» (С. И. Гессен, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.А. Ямбург). «Логика грядущего XXI века – диалогика – способна совместить в себе разные логики: как те, что существовали в прежние исторические эпохи, так и новые, еще только появляющиеся» (В. С. Библер). Концепция гармонизации образовательных парадигм придает Парциальной программе «Весёлый день дошкольника» универсальный характер. Экспериментально доказано, что Программа сочетается практически со всеми ПООП дошкольного образования ( «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Истоки», «От рождения до школы» и др.).

Литература

  1. Антипова Ж.В., Волосовец Т. В., Кутепова Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб. -метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: Ключ-С, 2014.
  3. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Проблема целеполагания в современном дошкольном образовании // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы ХV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17–21 ноября 2014 г. / Под ред. В. Т. Кудрявцева. В 2 т. Т. 1. – М.: Левъ, 2014. – С. 382–386.
  4. Арушанова А.Г., Волосовец Т.В., Коренблит С.С., Ямбург Е.А. Теоретические и прикладные аспекты Парциальной программы «Веселый день дошкольника» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Сб. науч. трудов по материалам V Международной научно-практической конференции. Белгород, 30 ноября 2014 г. Часть VI. – Белгород, 2014. – С. 22–28.
  5. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – №6. – С. 31–42.
  6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
  8. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 90–102.
  9. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника»«ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 1. http: //klauzura. ru/2013/12/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-1/ 01. 2014.
  10. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника»«ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 2. http: //klauzura. ru/2013/12/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-2/ 02. 2014.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  12. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методологический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1994. – С. 109–118.
  13. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  15. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. – М.: Пер Сэ, 2000.
  16. Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.
Просмотров: 557
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Учебно-методические комплекты нового поколения «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Рычагова Елена Сергеевна. Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») Взаимодействие участников образовательного процесса ДОО
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Сказка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Загадка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Редактор. Стихи и песни для детей на английском, тема - Семья
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств «Радужный мир» познавательного направления для детей 3-7 лет
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь