Дерябина Марина Валерьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развивающая настольная игра «Умная книга» для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развивающая настольная игра «Умная книга» для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга

Автор:

Дерябина Марина Валерьевна, Воспитатель детей дошкольного возраста Санкт-Петербург 2014 г.

Введение.

Дети дошкольного возраста любят играть с мягкими игрушками. Любой малыш в магазине игрушек, увидев прекрасную мягкую и пушистую зверюшку не может устоять. Он хватает ее с полки, прижимает к груди, обнимает и целует: «Мамочка, купи!». Родители задумываются – сколько таких игрушек уже имеется у их чада. Их много, очень много. А какие прекрасные книжки в плюшевых обложках с меховыми мордочками львят, тигрят, слоников и мишек. Но что внутри, какое содержание? Стишки, картинки и все.

Скачать конспект

Как же можно развить ребенка и сделать ему приятное? Где купить игрушку и мягкую и «умную»? Здесь поможет родителям развивающая настольная игра «Умная книжка».

Игра «Умная книжка» развивает наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику, цветовосприятие, расширяет кругозор. В процессе игры ребенок учится делать выводы, предполагать взаимосвязи явлений и процессов. В процессе взаимодействия во время игры с другими детьми дошкольник начинает понимать и применять основные правила общения с людьми. У ребенка появляется интерес к знаниям, повышается самооценка, развивается усидчивость. Кроме этого дошкольник научится различать свойства и качества предметов и материалов.

Что представляет собой развивающая настольная игра «Умная книжка»

Размер книги – формат листа А 4. Страницы сделаны из плотного картона, которые крепятся на кольца (для удобного использования). Количество страниц варьируется в зависимости от количества игровых заданий.

Главная особенность «Умной книжка» — все страницы, обложка, карточки, фигуры и другие детали сделаны из ткани (бязь, ситец, фланель, флис и пр.), мягкой декоративной резины, меха. Каждый лист обшит разной тканью и имеет свой цвет (розовый, зеленый, желтый, голубой и т.д.). Все детали игры крепятся на липучки.

Игровые задания включают в себя цель, задачу и содержание. Задания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей детей: на каждый возрастной период; для одаренных детей, для отстающих в физическом или психическом развитии; для дошкольников с общим недоразвитием речи; для гиперактивных детей; для дошкольников, имеющих органические и функциональные нарушения нервной системы и т.д.

Собранный материал направлен на всестороннее развитие дошкольника: у ребенка развиваются такие психические процессы как память, мышление, восприятие и т.д., мелкая моторика, речь, эмоционально-волевые процессы, тактильные восприятие и ощущения и пр.

Методические рекомендации для взрослых.

  1. Каждая страница «Умной книги» имеет свое игровое задание, которое описано в приложении.
  2. В игре могут участвовать дети одного возраста или с разницей в один год. Количество участников от 1 до 3 человек.
  3. Дети играют с родителями, которые выполняют роль ведущего.
  4. Взрослый рассказывает задания и правила игры.
  5. Выбор заданий может быть по желанию детей.
  6. Для дошкольников 4 лет задания носят обучающий характер, для 5-летоки закрепляют полученные ранее знания и умения.
  7. Обязательное условие игры – поощрение ребенка, если он удачно выполнил задания и ободрение и поддержка его в неудачах.
  8. Если дети затрудняются выполнить какое-либо задание – необходимо помочь ему разобраться с материалом.
  9. Дети могут не только играть «Умной книгой», но и просто, листая страницы рассматривать картинки, откреплять и прикреплять детали, проявляя фантазию.

Как подготовиться и проводить игру

  • Чтобы «Умная книга» принесла пользу ребенку, игры следует проводить регулярно 1-2 раза в неделю.
  • Для удержания интереса ребенка в процессе игры, необходимо иметь запасные страницы книги с дополнительными заданиями, которые можно легко заменить.
  • Необходимо заранее продумать, где будет удобнее играть ребенку.
  • Продолжительность игры должна соответствовать возрасту ребенка: 3-4 года — 10-15 минут, 4-5 лет – 15-20 минут, 5-7 лет – 20-30 минут.
  • Для детей 4-5 лет будет вполне достаточно 2-3 игровых заданий в отведенное время.
  • В ходе игры необходимо объяснять и обсуждать с ребенком выполняемые задания.
  • Если ребенок знаком с каким-либо игровым заданием, можно предложить ему выполнить это задание самостоятельно.
  • Перед тем как начать играть, нужно обязательно обратить внимание на самочувствие и настроение ребенка. Только положительный эмоциональный настрой и хорошее самочувствие дадут возможность дошкольнику усвоить материал и получить удовольствие от игры.
  • Ни в коем случае нельзя бросать начатое задание невыполненным. Необходимо настоять, добиться (в мягкой форме), чтобы ребенок закончил выполнение задания. Это поможет развить у него усидчивость и добросовестное отношение к выполняемому делу.
  • Если у ребенка возникают трудности в понимании условий задания – нужно выяснить, что именно непонятно и объяснить еще раз. Если же дошкольнику сложно крепить детали к страницам, ему можно помочь.
  • Не стоит ругать ребенка, если он отвлекается от игры. Это свойственно детям дошкольного возраста. Возможно, ему не интересно или он устал.
  • Каждое игровое задание «Умной книги» развивает речь ребенка, поэтому взрослый должен стараться говорить правильно, четко и выразительно. Использовать только законченные фразы и добиваться того же от ребенка.
  • Прежде чем предложить ребенку выполнить задание, взрослый должен сам убедиться, что он правильно понимает и выполняет это задание.

Игровые задания

Подготовка и ход игры.

Ведущий выбирает и зачитывает задание для одного или нескольких детей. Каждый ребенок сначала пытается выполнять задание самостоятельно, если ему не удается, то на помощь приходит партнер по игре или ведущий. Дети выполняют задания по очереди.

Вариант № 1.

1 стр. «Цветное панно»

Цель – развитие логического и образного мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук.

Ребенку предлагается украсить панно цветными квадратами. Квадраты должны находиться на выделенных красным цветом полях панно. Если ребенок затрудняется, взрослый может помочь ему.

2 стр. «Найди отличия»

Цель – развитие внимания (наблюдательности).

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти несколько отличий.

3 стр. «Мышки – строители».

Цель – установление простых зависимостей, развитие логического мышления, различение фигур, цветов. Развитие речи.

«Мышки построили башню из разноцветных фигур, а фигуры были такие: желтый прямоугольник, розовый прямоугольник, синий круг, зеленый треугольник. Фигуры в башне стоят так: желтый прямоугольник между розовым и зеленым треугольником, а синий круг выше всех». (Также можно предложить: розовый и желтый прямоугольники стоят рядом, синий круг – ниже прямоугольников, а зеленый треугольник выше прямоугольников; или же «мышки строили многоэтажный дом: первый этаж был не круглый, не треугольный, не желтый, второй этаж – не прямоугольный, не зеленый, третий этаж – не синий, не треугольный, четвертый этаж был не прямоугольный, зеленый). Необходимо хвалить ребенка постоянно. После усвоения цветов и названий геометрических фигур можно предложить ребенку построить дом (из этих же фигур) или любой предмет.

4 стр. « «Геометрическая логика».

Цель – развитие логического мышления, узнавание геометрических фигур. Развитие речи.

Ребенку предлагается по очереди выложить все фигуры с углами, фигуры без углов, четырехугольные фигуры, и пр. Далее ребенка просят выполнить задание: нужно разложить фигуры по рядам в определенном порядке. Положить треугольник между трапецией и квадратом, ромб перед овалом, но после пятиугольника, круг за овалом, который должен лежать после трапеции… (и т.д. назвать все фигуры). Далее разложить по цветам: фиолетовый круг положить между зеленым треугольником и синим треугольником (за, перед, после, первым вторым, третьим, большой, маленький…) и пр.

5 стр. «Зайчики на елке»

Цель – научить считать, сравнивать, решать примеры, развитие внимания, мышления, речи, мелкой моторики.

Ребенку читают стихотворение А. Барто «Зайчики на елке»:

Дело было в январе,
Стояла елка на горе.
А около той елки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат –
Обманули волка.
Дело было в январе,
Подумал волк, что на горе
Украшенная елка.

Далее ребенку предлагают сосчитать зайчиков, сравнить их мячики, сколько зайчиков спряталось (перевернутых лицевой стороной к странице), сколько осталось. Затем можно решить задачу: на елке висело три зайчика, к ним прискакали еще два. Сколько зайчиков на елке? И пр.

Ребенку предлагают запомнить как расположены зайчики на елке, а затем перемешивают и предлагают посадить их в том же порядке. Так же можно перевернуть зайчиков и предложить ребенку угадать, где зайчик с синим мячиком, с зеленым и пр.

Так же можно предложить ребенку обвести зайчиков и найти их тени или закрасить.

6-7 стр. «Сосчитай и подбери цифру»

Цель – научить считать, узнавать цифры; развитие внимания, мышления, речи, мелкой моторики.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и подвести его к тому, что на каждой из них количество предметов разное. Затем ребенка просят сосчитать предметы на каждой из картинок и прикрепить под подходящую цифру.

Так же можно переставить цифры местами и сосчитать предметы, убрать цифры и расставить картинки и пр.

8 стр. «Чудо-полосочки»

Цель – развитие мелкой моторики, мышления, воображения, ориентировки на плоскости, математических способностей.

Ребенку предлагают сравнить по длине полосочки (длинные, короткие, средние), затем просят сложить квадрат, треугольник (с тупым, острым, прямым углами), прямоугольник, ромб и пр. Далее предлагают ребенку сложить из полосочек дом или любой другой предмет (по желанию ребенка).

9-12 стр. «Собери гербарий».

Цель – развитие внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук.

Ребенку дается задание собрать к плодам веточки и листья растений (деревьев и кустарников). Если ребенок правильно сложил карточки, то у него должно получиться слово (название растения), которое он может прочитать самостоятельно (для читающих детей).

13 стр. «Собери сказку».

Цель – развитие мышления, внимания, памяти речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагают собрать картинку (подсказка — рамочка). Затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Репка) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы репка, дед, бабка и внучка) Кого здесь не хватает? (Жучки, кошки Машки и мышки) Кто помог деду вытащить репку? (Перечисляются все герои) Кто оказался самым сильным? (Мышка, потому что благодаря ей герои вытащили репку) Сколько всего героев в этой сказке? (Шесть, вместе с репкой — семь) и пр. Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – собранная картинка).

Вторая и третья разрезные картинки складываются и рассматриваются по аналогии первой (если ребенок не знает сложенной сказки, ему необходимо ее прочитать в ближайшее время).

14 стр. «Волшебный шнурочек».

Цель – развитие мышления и мелкой моторики рук.

Ребенку показывается, как правильно завязывается шнурок. Далее после нескольких показов, предлагается ему самому завязать шнурок. «Возьми два хвостика, положи бочком один на другой, затяни. Теперь сделай их этих хвостиков ушки зайчика и также положи бочком один на другой, затяни. Молодец! У тебя, очень замечательно, получилось!».

15 стр. «Пляшущие человечки».

Цель – развитие наблюдательности (внимания) мышления. Развитие речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагается разложить карточки с одинаковыми пляшущими человечками на игровом поле. Усложнение: ребенку на выполнение задания дается определенное время, которое зависит от возможностей ребенка.

16-18. «Расскажи сказку».

Цель – развитие памяти, внимания, речи.

Ребенку дают рассмотреть картинку, затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Гуси-лебеди) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы Гуси-лебеди, Аленушка, Иванушка) Кого и чего здесь не хватает? (Бабы-Яги, печки, речки) Что хотела Баба-Яга сделать с Иванушкой? (Съесть его) кто ему помог? (Аленушка) Кто помог спастись Аленушке и Иванушке спастись от Бабы-Яги? (печка, речка, яблоня) Сколько всего героев в этой сказке? (Восемь). Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – картинка).

Остальные сказки рассматриваются и рассказываются по аналогии первой.

Вариант № 2.

1 стр. «Мир теней».

Цель – развитие внимания (наблюдательности), речи.

Детям предлагается рассмотреть силуэты угадать чья это тень.

2 стр. «Строим сами».

Цель – развитие воображения, мышления, памяти, речи и мелкой моторики рук.

Дети рассматривают и называют геометрические фигуры, обозначают их цвета. Далее им дается задание посмотреть внимательно на картинку и запомнить ее. Затем взрослый убирает все фигуры и просит детей собрать такую же картинку.

Так же дети могут собрать свою картинку используя геометрические фигуры со страницы 3.

3 стр. «Геометрическая логика».

Цель – развитие логического мышления, узнавание геометрических фигур. Развитие речи.

Детям предлагается по очереди выложить все фигуры с углами, фигуры без углов, четырехугольные фигуры, и пр. Далее детей просят выполнить задание: нужно разложить фигуры по рядам в определенном порядке. Положить треугольник между трапецией и квадратом, ромб перед овалом, но после пятиугольника, круг за овалом, который должен лежать после трапеции… (и т.д. назвать все фигуры).

4 стр. «Сложи круг».

Цель – развитие мышления, внимания познакомить с понятиями «целое», «четверть», «половина». Развитие речи и мелкой моторики рук.

Детям предлагают сложить круг. Взрослый показывает целый круг, затем половину круга и четверть. Просит детей показать, где у круга середина и пр.

5 стр. «Парашютисты».

Цель – развитие внимания, мышления, речи и мелкой моторики рук.

Детей просят сосчитать и прикрепить только парашютистов. Затем сосчитать сколько парашютов и пр. Можно познакомить детей с решением простых задач. Например, «в воздухе парил один парашютист к нему выпрыгнули из самолета еще четыре. Сколько в небе летит парашютистов?»

6 стр. «Сложи картинку».

Цель – развитие мышления, внимания, мелкой моторики рук.

Детям предлагается собрать из частей целую картинку. Затем просят сосчитать сколько частей у этой картинки.

7 стр. «Волшебный шнурочек».

Цель – развитие мышления и мелкой моторики рук.

Детям показывается, как правильно завязывается шнурок. Далее после нескольких показов, им предлагается самим завязать шнурок. «Возьмите два хвостика, положите бочком один на другой, затяните. Теперь сделайте из этих хвостиков ушки зайчика и также положите бочком один на другой, затяните. Молодцы!».

8-9 стр. «Читаем сами».

Цель – научить пересказывать текст, развитие речи, мышления и фантазии.

Детям читается основной текст, заменяя картинки подходящими по смыслу словами. Далее взрослый читает, а дети заменяют картинки словами. После того, как дети познакомились с историей, можно им предложить разложить картинки в правильной последовательности. Детей просят пересказать историю, глядя на картинки. Так же дети могут придумать свое название для каждой картинки.

10-11 стр. «Мои любимые цифры».

Цель – познакомить с цифрами (т. е. написанием) и числом (количеством предметов), арифметическими знаками (плюс, минус, равно), научить детей узнавать цифры и арифметические знаки. Развитие речи.

«Вы узнаете что это? Какие цифры вам знакомы? Назовите их». Детям предлагается сосчитать предметы мебели в помещении, окна и пр. После того как они сосчитают предметы и определят число, можно показать или предложить им самим показать цифру, обозначающую это число.

Далее знакомим с арифметическими знаками. «Вы знаете, что это? Это арифметические знаки: плюс, минус и знак равенства. Эти знаки нужны для того, чтобы составлять и решать примеры». Можно выложить из цифр примеры: 1+1=2; 2+1=3 и пр.

12-13 стр. «Мой дом».

Цель – развитие речи (название предметов и их назначение), мышления и мелкой моторики рук.

Материал: две картинки (формат А4) с изображениями ванной комнаты и гостиной (или кухни и прихожей), карточки с изображенными на них предметами обихода (фен, зубная щетка, полотенце, таз, зеркало и пр., телевизор, ваза, книга, подушка и т.д.)

Детей просят распределить карточки по полям (стр. 12 и 13) и сказать, какие предметы должны находиться в гостиной, а какие в ванной и почему.

14-15 стр. «Три предмета» или «Четвертый лишний».

Цель – развитие мышления, классифицирования (выделение предметов из одной группы: головные уборы, обувь, транспорт, овощи, фрукты, одежда), развитие речи и мелкой моторики рук.

Предложить детям рассмотреть карточки разложенные в правильном порядке, назвать предметы. Взрослый выделяет группы предметов и называет их четко и несколько раз, чтобы дети их запомнили.

Детям предлагается собрать предметы по группам. «Соберите все предметы относящиеся к головным уборам (шапка-ушанка, шляпка, кепка) и пр. Собирая дети, должны называть предметы самостоятельно (если затрудняются — подсказать).

Далее, когда дети усвоят названия предметов и к какой группе они относятся можно предложить им задание на поиск лишнего предмета в группе. Например, доложить в группу «овощи» кепку. Если дети затрудняются, необходимо им помочь. При правильном ответе нужно задать детям вопрос: «Почему вы так думаете?» Например, дети ответили правильно – кепка, потому что она не относится к овощам, это головной убор и т.д.

16 стр. «Мышки – строители».

Цель – установление простых зависимостей, развитие логического мышления, различение фигур, цветов. Развитие речи.

«Мышки построили башню из разноцветных фигур, а фигуры были такие: розовый прямоугольник, синий круг, зеленый треугольник. Фигуры в башне стоят так: розовый прямоугольник между зеленым треугольником и синим кругом». (Также можно предложить задания: розовый прямоугольник стоит рядом с синим кругом, а зеленый треугольник выше них; или же «мышки строили многоэтажный дом: первый этаж был не круглый, не треугольный, второй этаж – не прямоугольный, не зеленый, третий этаж – зеленый). После усвоения цветов и названий геометрических фигур можно предложить ребенку построить дом (из этих же фигур) или любой предмет.

17 стр. «Расскажи сказку Теремок».

Цель – развитие памяти, внимания, речи.

Ребенку дают рассмотреть картинку, затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Теремок) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы Лягушка-квакушка, Мышка-норушка, Зайка-побегайка и теремок) Кого здесь не хватает? (Лисички-сестрички, Волка-волчка серого бочка, Медведя косолапого) Кто пришел после Зайки-побегайки? (Лисичка-сестричка, Волк-волчок серенький бочок, Медведь косолапый) Кто сломал теремок? (Медведь косолапый) сколько всего было героев в сказке? (Шесть) Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – картинка).

18 стр. «Собери сказку Гуси-лебеди».

Цель – развитие мышления, внимания, памяти речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагают собрать картинку (подсказка — рамочка). Затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Гуси-лебеди) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы Гуси-лебеди, Аленушка, Иванушка) Кого и чего здесь не хватает? (Бабы-Яги, печки, речки) Что хотела Баба-Яга сделать с Иванушкой? (Съесть его) кто ему помог? (Аленушка) Кто помог спастись Аленушке и Иванушке спастись от Бабы-Яги? (печка, речка, яблоня) Сколько всего героев в этой сказке? (Восемь). Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – сложенная картинка).

Вариант № 3.

1 стр. «Найди отличия».

Цель – развитие внимания (наблюдательности), речи.

Ребенка просят рассмотреть карточку и сказать кто или что на ней изображено, затем ему предлагается на каждой из карточек найти отличия. Задание можно усложнить, если у ребенка ограничить время поиска (это можно сделать с помощью часов; ребенок ищет отличия пока секундная стрелка проходит круг).

2 стр. «Мышки – строители».

Цель – установление простых зависимостей, развитие логического мышления, различение фигур, цветов. Развитие речи.

«Мышки построили башню из разноцветных фигур, а фигуры были такие: желтый прямоугольник, розовый прямоугольник, синий круг, зеленый треугольник. Фигуры в башне стоят так: желтый прямоугольник между розовым и зеленым треугольником, а синий круг выше всех». (Также можно предложить: розовый и желтый прямоугольники стоят рядом, синий круг – ниже прямоугольников, а зеленый треугольник выше прямоугольников; или же «мышки строили многоэтажный дом: первый этаж был не круглый, не треугольный, не желтый, второй этаж – не прямоугольный, не зеленый, третий этаж – не синий, не треугольный, четвертый этаж был не прямоугольный, зеленый). Необходимо хвалить ребенка постоянно. После усвоения цветов и названий геометрических фигур можно предложить ребенку построить дом (из этих же фигур) или любой предмет.

3 стр. «Геометрическая логика».

Цель – развитие логического мышления, узнавание геометрических фигур, распознавание основных цветов. Развитие речи.

«Посмотри, нам радуга подарила разноцветные геометрические фигуры: зеленый треугольник, синий прямоугольник, … (перечислить все фигуры в цветовой гамме). Радуга попросила тебя выполнить задание: нужно разложить фигуры по рядам в определенном порядке. Положи зеленый треугольник между синим прямоугольником и красным квадратом, желтый квадрат перед зеленым овалом, но после синего пятиугольника, желтую трапецию за желтым квадратом, который должен лежать после желтого ромба… (и т.д. назвать все фигуры)». Можно предложить ребенку сначала выложить четырехугольные фигуры, затем фигуры без углов и пр. задания. Обязательно похвалить ребенка после каждого задания.

4-5 стр. «Мои любимые цифры».

Цель – познакомить с цифрами (т. е. написанием) и числом (количеством предметов), арифметическими знаками (плюс, минус, равно), научить ребенка узнавать цифры и арифметические знаки. Развитие речи.

«Ты узнаешь что это? Какие цифры тебе знакомы? Назови их.» Ребенку предлагается сосчитать предметы мебели в квартире, посуду на кухне и пр. После того как он сосчитает предметы и определит число, можно показать или предложить ему самому показать цифру, обозначающую это число.

Далее знакомим с арифметическими знаками. «Ты знаешь, что это? Это арифметические знаки: плюс, минус и знак равенства. Эти знаки нужны для того, чтобы составлять и решать примеры». Можно выложить из цифр примеры: 1+1=2; 2+1=3 и пр.

6-7 стр. «Три предмета» или «Четвертый лишний».

Цель – развитие мышления, классифицирования (выделение предметов из одной группы: бытовая техника, транспорт, посуда, инструмент, игрушки), развитие речи и мелкой моторики рук.

Предложить ребенку рассмотреть карточки разложенные в правильном порядке, назвать предметы. Взрослый выделяет группы предметов и называет их четко и несколько раз, чтобы ребенок их запомнил.

Ребенку предлагается собрать предметы по группам. «Собери все предметы относящиеся к бытовой технике (радио, телевизор, фен), к наземному транспорту (трамвай, грузовая машина, троллейбус), к воздушному транспорту (вертолет, самолет, ракета), к посуде (кастрюля, сковородка, чайник), к столовым приборам (вилка, нож, ложка), к инструментам (молоток, пила, клещи), к игрушкам (мяч, юла, пирамида); собери звучащие предметы (барабан, дудка, свисток)». Собирая, ребенок, должен называть предметы самостоятельно (если затрудняется — подсказать). После каждого выполненного задания обязательно нужно похвалить ребенка.

Далее, когда ребенок усвоит названия предметов и к какой группе они относятся можно предложить ему задание на поиск лишнего предмета в группе. Например, доложить в группу «посуда» мяч. Если ребенок затрудняется, необходимо ему помочь. При правильном ответе нужно задать ребенку вопрос: «Почему ты так думаешь?» Например, ребенок ответил правильно – мяч, потому что он не относится к посуде, это игрушка и т.д.

8 стр. «Волшебный шнурочек».

Цель – развитие мышления и мелкой моторики рук.

Ребенку показывается, как правильно завязывается шнурок. Далее после нескольких показов, предлагается ему самому завязать шнурок. «Возьми два хвостика, положи бочком один на другой, затяни. Теперь сделай их этих хвостиков ушки зайчика и также положи бочком один на другой, затяни. Молодец! У тебя, очень замечательно, получилось!».

9 стр. «Мал мала меньше».

Цель – развитие мышления, научить сериацию предметов, различение предметов по размеру: большой, средний, маленький. Развитие речи и мелкой моторики рук.

Можно попросить ребенка разложить карточки от самого большого к самому маленькому и, наоборот, от самого маленького к самому большому. Далее предложить ребенку выбрать карточки только с маленькими (большими, средними) изображениями.

10-11 стр. «Найди одинаковых клоунов».

Цель – развитие наблюдательности (внимания), сенсорное развитие (узнавание и называние цветов), развитие речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагается найти пару совершенно одинаковых клоунов, и прикрепив и рядом, искать следующую пару.

12 стр. «Что за чем?».

Цель – развитие мышления, внимания, речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагается задание: «Разложи карточки последовательно, начиная с первого и заканчивая последним этапом рисования (изображения) животных». Раскладывая, ребенок должен комментировать свои действия. Например, «Вот голова совы, дальше рисуется (изображается) туловище, крылья и лапы» и т.д.

13 стр. «Расскажи сказку Репка».

Цель – развитие памяти, внимания, речи.

Ребенку дают рассмотреть картинку, затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Репка) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы репка, дед, бабка и внучка) Кого здесь не хватает? (Жучки, кошки Машки и мышки) Кто помог деду вытащить репку? (Перечисляются все герои) Кто оказался самым сильным? (Мышка, потому что благодаря ей герои вытащили репку) Сколько всего героев в этой сказке? (Шесть, вместе с репкой — семь) и пр. Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка — картинка).

14 стр. «Собери сказку Теремок».

Цель – развитие мышления, внимания, памяти речи и мелкой моторики рук.

Ребенку предлагают собрать картинку (подсказка — рамочка). Затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Теремок) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы Лягушка-квакушка, Мышка-норушка, Зайка-побегайка и теремок) Кого здесь не хватает? (Лисички-сестрички, Волка-волчка серого бочка, Медведя косолапого) Кто пришел после Зайки-побегайки? (Лисичка-сестричка, Волк-волчок серенький бочок, Медведь косолапый) Кто сломал теремок? (Медведь косолапый) сколько всего было героев в сказке? (Шесть) Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – сложенная картинка).

Вторая разрезная картинка складывается и рассматривается по аналогии первой (если ребенок не знает сложенной сказки, ему необходимо ее прочитать в ближайшее время).

15 стр. «Расскажи сказку Курочка Ряба».

Цель – развитие памяти, внимания, речи.

Ребенку дают рассмотреть картинку, затем задают вопросы: «Как называется изображенная здесь сказка? (Курочка Ряба) Как ты догадался? (Потому, что здесь нарисованы дед, бабка и Курочка Ряба с золотым яичком) Кого здесь не хватает? (Мышки) Кто разбил яичко? (Мышка) Что делали дед и баба, когда разбилось яичко (Плакали) Покажи как они плакали. Сколько всего героев в этой сказке? (Четыре, вместе с золотым яичком — пять) и пр. Затем ребенку предлагают рассказать по памяти сказку (подсказка – картинка).

Как сделать книгу?

Необходимый материал: ткань разной фактуры (бязь, ситец, фланель, вельвет, бархат, плюш, мех, флис и пр.) и цвета (розовый, голубой, зеленый, бежевый, синий, фиолетовый, коричневый, серый и т.д., можно с мелким рисунком) по 0,30м длиной и шириной 1,20-1, 50м. Вместо ткани можно использовать ковролин. Также потребуется 3-4 м английской липучки; набор мягкой декоративной резины; 1 м цветного шнурка; нитки по цвету ткани или нейтрального оттенка; игры на бумажной основе ( «Найди отличия», лото, две одинаковые картинки – формат А5 или А6; см. игровые задания); самоклеющаяся прозрачная пленка; 3-4 набора плотного картона – формат А4; плотная папка на кольцах – формат А4; клей ПВА.

Процесс изготовления книги.

  1. Для изготовления страниц необходимо раскроить ткань по размеру листов картона. Ткань сложить пополам, наложить сверху лист картона, обвести мелом. Вырезать выкройку с припуском на швы 1,5 см.
  2. Далее сделать детали игр. Для этого необходимо заранее определить, какие задания будут входить в книгу.
  3. Все бумажные детали наклеить на картон, затем вырезать и обклеить самоклеющейся прозрачной пленкой. Прикрепить липучки к каждой детали (на клей или пришить).
  4. Детали из мягкой декоративной резины вырезать и также прикрепить липучки.
  5. На каждую страницу (если будут крепиться детали) пришить по три ленты липучки длиной 15-18 см.
  6. На отдельную страницу прикрепить шнурок в виде шнуровки ботинка.
  7. Страницы собрать на кольца в папку, на обложке написать или нарисовать название книги «Умная книга» для детей 4-5 лет.

Откуда можно взять игры для «Умной книги»:

  1. Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М.: Просвещение, 1991. —64 с.
  2. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (с блоками Дьенеша). Старший возраст. Выпуск 1. Воронеж 2006
  3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (с палочками Кюизенера). Старший возраст. Выпуск 2. Воронеж 2007
  4. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. М.: Изд-во ГНОМ-Д, 2005
  5. Спокойной ночи, малыши! Познавательно-развлекательный журнал. Номера 2005-2008 года
  6. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации детей 4-5 лет (5-6 лет). СПБ.: Детство-Пресс, 2007
  7. Расскажи сказку. Игра для детей дошкольного возраста. М.: Радуга, 2006
  8. Цветное панно. Настольная игра для детей с 4-х лет. СПб.: Оксва-Корвет, 2004
  9. Михайлова З.А., Челпашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Просмотров: 501
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Лариса Александровна Гуничева. Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь