Рычагова Елена Сергеевна. Загадка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)

Загадка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, имеющего законодательно закрепленный статус первого уровня общего образования, предусматривается разработка программы ДОО на основе какой-либо Примерной комплексной образовательной программы и Парциальных и авторских программ, имеющих свои приоритеты. Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») направлена на художественно-эстетическое и речевое развитие детей 3 – 8 лет (второй этап – от рождения до 3 лет) в контексте всей воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения и семьи. Программа укомплектована учебно-методическими комплектами, обеспечивающими всестороннее психическое и личностное развитие дошкольников. (Характеристику Программы и пособий см. в предыдущих публикациях.) Основу образовательного процесса составляют песни композитора С.Коренблита на стихи поэтов классиков и детских писателей, снабженные художественными иллюстрациями (синтез искусств). Технология использования песен предусматривает организацию предметно-развивающей культурно-образовательной среды и разнообразные формы творческой спонтанной деятельности, новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами. В проекте имеются пособия с широким развивающим эффектом, обеспечивающие интеграцию содержания из разных образовательных областей (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития), и те которые имеют узкую специализацию. К УМК с широким развивающим эффектом относятся комплекты с музыкальными загадками о зверях, птицах, насекомых.

 

Народная педагогика испокон веку погружала малыша в мир песни, сопровождая пением пробуждение, засыпание, игру, купание, досуг. Современные исследования установили прямую связь между психологическим здоровьем ребенка и тем фактом, поет ли мать ребенку колыбельные песни. Между пальчиковыми играми, сопровождаемыми пением (например, сорока-сорока) и тем, как гулит и лепечет младенец. А опытный логопед по характеру лепета может довольно точно предсказать, как будет развиваться у ребенка речь в дошкольном возрасте.

В процессе восприятия песен дети осваивают содержание образования вне прямого обучения, как эмоционально насыщенную радостную спонтанную деятельность: игру, художественное творчество, личностное общение, театр, просто отдых, досуг. Песни – загадки написаны С. Коренблитом на стихи известного детского писателя Михаила Слуцкого. В них осуществлен синтез поэтического и музыкального искусства, обеспечивающий для детей дошкольного возраста баланс познавательного и эмоционального компонента образования, исполнительских и творческих форм деятельности. Эмоциональная составляющая чрезвычайно важна для становления системы отношений растущего человека к самому себе, окружающим людям – сверстникам и взрослым, окружающему миру – природе и миру культуры.

Как отмечает искусствовед Б.Козловский, особенностью песенного творчества С.Коренблита является соединение высокой поэзии, композиторской и разных стилей популярной музыки: русского романса, стилизации рококо, элементов джаза в гармонии, то есть всего, что составляет высший, сложнейший слой поп музыки. В этом серьёзность и «антипопсовость» песен. В песнях – загадках дети погружаются в волшебный мир разнообразных голосов – детских, мужского, женского, мир звуков певчих птиц, лесных зверей, насекомых. Богата звуковая палитра инструментов – гитары, банджо, скрипки и др. Аранжировки песен уникальны.

Песни УМК – это музыкальные миниатюры, имеющие форму загадки. Загадка – малый фольклорный жанр, одно из художественных проявлений устной народной поэзии. «Иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» (В. Даль). Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Изображая мир, поэтизируя его, загадка учит видеть в обычном – необычное, в быте – поэзию. Загадки – образцы непревзойденного фольклорного искусства слова. Изначально они связаны с бытовыми и производственными запретами на произнесение отдельных слов в определенных ситуациях, с тайной речью. Это текст, отражающий постижение человеком мира, текст, обращенный к человеку же.

Предлагаемые Вашему вниманию пособия вводят дошкольников в мир живой природы через песни-загадки о зверях, птицах, насекомых. Дети живо интересуются жизнью животных, они охотно включаются в процесс загадывания и отгадывания загадок. При этом в легкой приятной форме малыши получают ценные сведения о повадках, среде обитания, особенностях строения обитателей природы в ближайшем окружении и животных жарких стран, с которыми знакомятся в зоопарке, цирке, театре зверей, а также через книги, видеофильмы, Интернет. Дети знакомятся с голосами животных, учатся различать на слух издаваемые ими звуки – пение певчих птиц, ворчание и бормотание зверей, жужжание и стрекотню насекомых. В играх «Угадай, чей это звук» (насекомые), «Угадай, чей это голос» (звери), «Угадай, кто это поёт» (птицы) развивается слух, внимание, умение различать звуки природы и звуки речи.

В процессе разнообразных игр с игрушками животными – зверями, птицами, насекомыми — и картинками дети используют имеющиеся сведения, включают их в содержательное общение, диалог. Происходит развитие словаря, связной грамматически оформленной речи. Развивается умение устанавливать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Иллюстрации к песням (художник Н.М. Юзефович) создают художественный образ, точно передают пластику и грациозность зверя, птицы, насекомого, и тем самым пробуждают желание воплотить новые впечатления в лепке, рисунке, коллаже. Желание нарядиться и в образной игре воспроизвести выразительные движения животного, включить образ в контекст сказки, пластического этюда, бытовой сценки.

Музыкальный и наглядный материал предназначен прежде всего для общения с небольшими подгруппами, либо отдельными детьми в организованных взрослым играх. Необходимо также создавать условия (материальная среда, опережающая активность педагога, развивающее общение и др.) для самодеятельных игр (по выбору, по инициативе детей). В процессе спонтанных игр дети не связаны никакими организующими влияниями взрослого. Играют, кто во что хочет, либо выбирают другие виды деятельности (рисование, конструирование, наблюдения, экспериментирование) по своей инициативе.

Обращаем Ваше внимание: в самостоятельной деятельности дети выбирают темы игр и занятий, материалы, партнеров по своему усмотрению. Это область саморазвития языковой личности дошкольника. Самодеятельные игры по инициативе детей, словесное, изобразительное творчество могут не быть прямо связаны с тематикой песен-загадок о животных. Это право детей.

Наряду с традиционными, сложившимися ранее способами общения взрослого с ребенком появились новые формы игр, связанные с развитием техники и современных средств информационно-коммуникативных технологий. Использование сотовых телефонов, смартфонов и айпэдов позволяет предложить ребенку новые игры: в качестве проигрывателя песен на улице и на природе, фотографирование и выкладывание фотографии на рабочий стол компьютера, фото-заставки на экране телефона, использование фрагмента понравившейся песни в качестве рингтона, использование перечисленной техники в качестве раскрасок (к примеру: ежемесячных фото-снимков природы), компьютерное рисование природы, звукозаписи под инструментовки, танцев на природе под музыку песен данного выпуска и многого другого. Сейчас некоторым семьям и дошкольным учреждениям это вполне доступно, и у взрослых есть возможность показать детям, как использовать достижения науки и техники в образовательных и воспитательных целях, значительно обогащая представления детей о возможностях техники вне навязываемого примитивного применения ее только в качестве "стрелялок" и отправления друг другу "смайликов" и "смсок".

В пособиях представлен опыт интеграции задач развития дошкольников из разных образовательных областей: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности и др. При решении этих задач существенное значение имеют возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода самовыражения детей. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Обеспечение эмоционального комфорта.

При этом происходит активизация эмоционально-образной сферы, вовлекается правое – художественное – полушарие головного мозга, задействуются механизмы непроизвольного внимания, памяти, ритмической и интонационной организации речи, эмоционального интеллекта. Включение в образовательный процесс песен, стихов и высокохудожественной наглядности, создание условий для спонтанной самодеятельной игры дошкольника позволяет реализоваться мечте классика дошкольной педагогики и психологии А.В. Запорожца о том, чтобы учить, играя и не нанося урона здоровью детей, сохраняя специфику и самоценность дошкольного детства.

Наши рекомендации взрослым даны в виде сценариев развивающего общения с детьми разных дошкольных возрастов, которые апробированы в ходе исследований развития речи детей на базе ГЭП «Диалог», детский сад № 176 и 1365 ЮВОУО г. Москвы, на базе сетевой экспериментальной площадки Института психолого-педагогических проблем детства РАО, в состав которой входят 8 дошкольных учреждений Москвы, г. Великие Луки, Удмуртской республики (научный руководитель профессор Т.В. Волосовец).

Приводимые в пособии сценарии общения с детьми примерные. Взрослый может по своему усмотрению включать в педагогический процесс со своими детьми тот или иной сценарий, не обязательно все. Может использовать песни и наглядный материал в других формах: просто как досуг, слушание музыки на музыкальном занятии, часть занятия по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.п.

Ознакомление детей с животными может проходить не только на занятии: это может быть просто дружеская беседа, путешествие, приключение с поиском пропавшей карты сокровищ. Знакомство с животным может происходить опосредовано, через знакомство с энциклопедиями, рассматривание книг и альбомов о природе. Праздники и досуги могут быть не только в группе или в музыкальном зале. Это может быть путешествие по всему зданию детского сада. Песни могут служить не только моментом ознакомления с животным: это может быть пароль для того, чтобы пройти в лабиринт, инсценировка (сюрпризный момент одних детей для всей группы), это может быть танец дикарей над рисунком животного, которое нарисовано на стенах пещеры и т.п. Иногда знакомство с песней происходит так. Песня звучит одновременно с роликом про это животное, которое воспитатель показывает детям на планшете или на экране компьютера.

Время для самодеятельных игр лучше выделять сразу после занятия, чтобы были свежи образы песен, эмоциональный настрой, ассоциативный вербальный, зрительный, музыкальный ряд. Тогда детям легче использовать полученный опыт общения с взрослым и сверстниками в своем игровом, словесном, изобразительном творчестве. Песни и фонограммы инструментовок могут звучать приглушенно по желанию детей и во время самостоятельной деятельности. Необходимо после занятия обогащать развивающую среду дополнительными предметами, игрушками, материалами, модулями, современными средствами информационно-комуникативных технологий: мобильных телефонов, смартфонов, айфонов, айподов и айпэдов (для тех, кто ими уже пользуется) и т.п. Это побудит детей, отталкиваясь от воспринятого, творчески переработать свои впечатления, свой опыт.

В соответствии со Стандартом дошкольного образования лицами, ответственными за развитие и обучение дошкольников, являются наряду с педагогами родители. Песни – загадки о животных – содержат точную познавательную информацию, которая легко запоминается и усваивается ребенком и родителями. Освоение происходит в легкой приятной деятельности, не требующей профессиональных навыков.

Пернатые обитатели планеты всегда привлекают к себе внимание детей тем, что подвижны, красиво парят в небе, издают разнообразные звуки. На прогулке дети наблюдают за жизнью птиц: как они грациозны, красивы; чем питаются, пьют водичку, как купаются в лужах, где устраивают гнезда. Зимой дети подкармливают птиц, приносят к кормушкам семечки, ягоды рябины.

Многое о жизни птиц дети узнают из рассказов взрослого, из книг, мультфильмов. Представления и впечатления от знакомства с пернатыми находят отражение в детских поделках – лепке, аппликации, рисунке, словесном творчестве.

Решение проблемной задачи, вопроса, заключенного в загадке, опирается прежде всего на живые образы. Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для наблюдения детей в городских условиях. Поэтому благодатными объектами могут стать насекомые — животные, которые окружают нас даже в черте города, с которыми мы часто сталкиваемся. Они вездесущи и неприхотливы. Места обитания — небольшой газон, цветник, заросший сорняками пустырь, старый прудик или никогда не засыхающая лужа, группа кустов или деревьев, деревянные заборы или стены домов. Насекомые подвижны, прыгают, ползают, бегают, летают, плавают, зарываются в землю или песок, многие имеют яркую окраску, необычную форму. Одни ловко маскируются от опасности, другие хорошо защищаются, вырабатывая отпугивающие запахи или производя пугающие звуки, а третьи, наоборот, сами притворяются хищниками или изображают себя мертвыми (их можно назвать «притворяшками»). Малые размеры насекомых, быстрота их развития дают возможность содержать их дома, наблюдать за ними в искусственных условиях. Ребенок сам может вырастить, например, бабочку, стрекозу, жука, получив массу богатых впечатлений, а потом питомцев выпустить в природу. Особенности поведения насекомых, необычные раскраски, способы полета вызывают множество вопросов. Способствуют развитию содержательного познавательного общения ребенка с взрослым и сверстниками. (Из опыта В.В. Крутова. «Истоки», М.: Карапуз, 2001.)

Загадки о насекомых могут стать основой для длительной игры в путешествие по городу, которая разворачивается на макете. Во время нескольких занятий изобразительной деятельностью дети вместе с взрослым создают коллаж панораму города: улица, дома, парк, газон, клумба с цветами, пустырь, овраг и небольшой пруд на окраине. Это коллективная работа, в процессе которой дети не просто вовлечены в изобразительную деятельность, но учатся работать вместе со сверстниками, общаться, договариваться, распределять работу, материалы и др. Макет затем помещают на отдельном столе, оставляют в распоряжение детей. Во время занятий приглушенно звучат инструментовки песен о разных насекомых.

Ознакомление детей с животными включает наблюдения в природе, получение информации из книг, энциклопедий, рассказов взрослого, Интернета и освоение полученных впечатлений и представлений в собственной продуктивной деятельности, разнообразных играх, содержательном общении с взрослым и сверстниками. Важным моментом в этом являются песни – загадки, активизирующие и уточняющие знания, задающие положительный настрой, создающие радостное настроение, атмосферу искренности и творчества. Каждое животное неповторимо, имеет свои природные особенности, поэтому знакомство с каждым из них включает разную деятельность, что отражено в приводимых сценариях развивающего общения.

Работа с УМК оказывает глубокое длительное воздействие на личность детей, вызывает многочисленные проявления игрового, речевого, музыкального творчества не только в те моменты, когда звучит песня и педагог организует детей, но и тогда, когда в группе тишина, дети предоставлены сами себе. В качестве примера приводим зарисовку фрагмента общения детей средней группы детского сада «Аистенок».

Маша Д. (4; 6) сидит в уголке, играет на металлофоне двумя палочками, напевает песенку собственного сочинения: -

Елочка наряжается,
Снег не забывается,
Солнышко сверкается,
Сверкай, веселей…
Ля-ля, траля-ля, ля-ля.

Подходит Соня П. (4; 1) (в руках какие-то мелкие детали из конструктора), хочет отобрать инструмент, возмущенно обращается к Маше Д.: — Так не играют. На этом так не играют.

Маша Д. отбегает от Сони П. к столу: — Что-то пианино сломалось. Надо починить.

Педагог: — Маша, вот настройщик (показывает на Соню). У Сони есть инструменты. Она поможет тебе привести в порядок пианино, отремонтировать.

Соня П. идет к Маше Д.: — У меня тут один гвоздик. Сейчас.

Маша Д.: — Вот сюда.

Соня П.: — Вот так.

Девочки склоняются над металлофоном, «настраивают пианино», конфликт исчерпан.

Кристина К. (4; 10): — Давайте будем играть. Будем все выступать. Будет как будто балет. Я буду ласточка (изображает «ласточку»: руки в стороны, ножку вверх), а Соня будет волшебницей, феей цветов.

Соня М. (4; 7) берет в руки пластмассовую коробочку, подбрасывает вверх и ловит, повторяет действие несколько раз.

Педагог: — Ой! Соня у нас оказывается жонглер. Она выступает в цирке.

(Соня довольна, улыбается, продолжает «жонглировать».)

Кристина К.: — А давайте мы будем все как это, как их – кловуны, кловуны. Будем всех людей смешить.

Глеб М. (4; 10) прыгает на коврике.

Педагог: — А вот уже и зайчик прыгает в цирке.

Мальчик улыбается, кивает головой: — Да.

Кристина К.: — А я буду, как обезьянка танцевать (исполняется замечательный пластический этюд).

Педагог: — Какая веселая обезьянка.

Соня М. берет муляж банана, подставляет к носу, то поднимает, то опускает его, кивает головой.

Педагог: — На арене цирка выступает слон. Он высоко поднимает хобот, опускает вниз.

Соня М. довольна, улыбается: — Правильно.

(Педагог после каждого выступления аплодирует «артисту».)

Кристина К. и Соня М. начинают выполнять разные упражнения.

Педагог: — На арене выступают гимнасты.

Соня М. совершает прыжки, обращается к Кристине: — Надо вот так (показ). Надо пальчики тянуть.

Кристина К.: — Мы как будто в школе, будем учиться, все получится.

Девочки, подражая друг другу, исполняют разнообразные элементы.

Ознакомление детей с жизнью животных через многообразные виды деятельности – наблюдения, чтение и рассказывание, приобщение к игровому, художественному творчеству, конструирование из природного материала, художественный труд, макетирование, через восприятие песен – загадок и художественных иллюстраций к ним – создает основу для развития у детей живых представлений, наглядных и звуковых, художественных образов, богатой целостной картины мира. Способствует познавательному, речевому, социальному развитию, становлению как субъекта образовательного процесса, обладающего индивидуальностью, богатым эмоциональным миром, способностью к саморазвитию. И песня – загадка – часть Весёлого Дня Дошкольника – выступает как важная составляющая процесса становления личности ребенка – любознательного, инициативного, самостоятельного, творческого, компетентного.

Литература:

  • Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Загадки о зверях: Методические советы для родителей и работников дошкольных образовательных учреждений. Серия ВеДеДо «Веселый день дошкольника. Выпуск 12. – М.: ИП Коренблит Ростислав Станиславович, 2014.
  • Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Загадки о птицах. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. Серия ВеДеДо «Весёлый день дошкольника». Выпуск 17. – М., 2015.
  • В.Даль. www. licey. net/lit/istok/zagadki

Сведения об авторах:

  • Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
  • Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
  • Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
Просмотров: 527
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Учебно-методические комплекты нового поколения «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») Взаимодействие участников образовательного процесса ДОО
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Диля Индусовна Миндиярова. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дружить - это здорово!»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект игрового мероприятия в старшей на тему «Быть здоровым – это здорово!» (ЗОЖ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Эдит Сницарук. Сборник стихов загадок и песен о Весне для детей
  • Рычагова Елена Сергеевна. Сказка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь