Козлова Ирина Константиновна. ИНТЕГРАЦИЯ СКАЗКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СКАЗКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И.К. Козлова воспитатель первой квалификационной категории г. Арзамас, муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28»

Аннотация: в данной статье представлены материалы из опыта работы воспитателя, раскрывающие формы и методы интеграции сказки в современном образовательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: сказка, интеграция, комплексно-тематическое планирование

 

Скачать проект

Summary: This article presents materials from the experience of the teacher, revealing forms and methods of integration tales in modern educational process DOW.

Keywords: fairy tale, integration, complex thematic planning

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника.

Имея большой практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. В одной пословице говорится: «Сказка ложь да в ней намёк — добрым молодцам урок». Но разве сказка ложь? Нет, это живое воображение и весёлая фантазия. А именно этого и не хватает современным детям.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности, в активности, компетентности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, активность, социальная компетентность. Формирование такой личности требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей
  • воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе
  • расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве
  • закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно -здоровой личности ребенка

-развитие связной, образной речи.

Крупнейший педагог в области эстетического воспитания Е.А. Флерина, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Педагогическая точность, данного утверждения, была отмечена и в личном опыте, в связи с чем, приоритетным направлением в педагогической практике, была выбрана систематизация и внедрение в образовательный процесс форм и методов использования сказок для развития духовно-нравственной, эмоциональной сферы и социального поведения ребенка дошкольного возраста.

Отмечено, что сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для удобства в работе была разработана картотека сказок.

Тема Русские народные и авторские сказки

Осень. Овощи Репка. Пых. Мужик и медведь.

Фрукты Крошечка — хаврошечка

Ягоды В.Катаев Дудочка и кувшинчик

Грибы В. Сутеев Под грибом

Деревья. Кустарники Как коза избушку строила

Хлеб. Труд Колосок. Деревянный орёл. Лёгкий хлеб

Семья. Человек Маша и медведь. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка. Айога (нанайская сказка) Кукушка (Ненецкая сказка) Н.Бажов Серебряное копытце. Каша из топора. У страха глаза велики. Семилетка. Василиса Прекрасная. Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Домашние животные Кот, петух и лиса. Волк и семеро козлят. Сивка-Бурка. К.Ушинский Бодливая корова

Подготовка птиц и животных к зиме Зимовье зверей. В.М. Гаршин Лягушка-путешественница.

Зима. Зимние забавы Морозко. Снегурочка. Братья Гримм Госпожа метелица.

Животный мир зимой. Лисичка – сестричка и серый волк

Дикие животные Колобок. Лиса и волк. Два жадных медвежонка. Хвосты. Заяц- хваста.

Птицы Курочка Ряба. Петушок и бобовое зёрнышко. Г.-Х. Андерсен Гадкий утёнок. В.В. Бианки Люля.

Рыбы Байка о зубастой щуке

Одежда. Ткань. Обувь. Ш.Перро Золушка, Г.-Х. Андерсен Новый наряд короля.

Посуда Лиса и журавль. К.И. Чуковский Федорино горе. Братья Гримм Горшок каши

Мебель Три медведя

Транспорт В.Сутеев Разные колёса

День защитника Отечества Г.-Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик Бой на калиновом мосту.

Строительство Теремок.

Весна. Сельскохозяйственные работы Заюшкина избушка. Мужик и медведь. В.В. Бианки Заяц Косач, медведь и весна.

Насекомые М.Михалков Лесные хоромы. В.В. Бианки Как Муравьишка домой спешил.

Безопасность жизни Ш.Перро Красная Шапочка. К.И. Чуковский Мойдодыр. Айболит. Бармалей.

Животный мир севера Г.-Х. Андерсен Снежная королева

Животные жарких стран Р.Киплинг Слонёнок

Наша Родина Никита Кожемяка

Народные промыслы Бычок — смоляной бочок

Музыкальные инструменты Братья Гримм Бременские музыканты

Нравственные качества. Этикет. Кот, козёл да баран. Пузырь, соломинка да лапоть. Гуси-лебеди. По щучьему велению. Л.Н. Толстой Царь и рубашка А.М. Горький Про Иванушку – дурачка. К.Ушинский Умей обождать. С.Т. Аксаков Аленький цветочек

Отмечено, что поучительные и добрые сказки таких авторов как, С.Козлова «Ёжик в тумане» и Е. Каргановой «Сказки про зверят» можно посоветовать воспитателям использовать в своей работе. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям.

Используя в работе приоритетные технологии речевого развития отмечено, что сказку удобно анализировать и запоминать пользуясь законами мнемотехники, через игры с технологией ТРИЗ: «Да- нетка», «Хорошо -плохо», «Морфологическая дорожка» и др. Дети активно манипулируют с героями сказок, развивая воображение и активную речь.

Занятия с элементами сочинительства: «Салат из сказок», «Что будет если?», «Изменение характера персонажей, «Использование моделей, «Введение в сказку новых атрибутов», «Введение новых героев», «Тематические сказки» проходят на высоком эмоциональном подъёме, приносят детям уверенность в своих силах и способностях, потому, что ни что не стесняет полёт детской фантазии. Творческие задания — могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности. Сказкотерапевтические занятия заняли достойное место в системе воздействия на духовно-эмоциональный мир ребёнка, на обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации, осознание нравственного урока, соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание.

Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция.

Именно интеграция — одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Убеждаюсь, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные, образовательные и здоровьесберегающие задачи, поставленные педагогом. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой.

Эффективность принципа интеграции была доказана в ходе проведения интегрированных занятий: «Модификация русской народной сказки «Колобок»; (образовательные области: коммуникация, познание, социализация), «В гости сказку позовём. По мотивам сказки «Хроменькая уточка» (образовательные области: коммуникация, познание, конструирование из строительного материала); «В гостях у бабушки Арины. По мотивам сказки «Лисичка со скалочкой» (образовательные области: коммуникация, музыка, художественное творчество-лепка из солёного теста).

В свободном общении с детьми, часто обращаемся к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Например: Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева»). — Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Существует огромный арсенал творческих заданий по сказкам: рассказать знакомую сказку по кругу; разыграть сказку; оформить книжку-малютку; изготовить костюмы-маски; узнать сказку по песенке героев; соединить точки и получить героя сказки или предмета из сказки; нарисовать сказку, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому) и др.

Используя в системе многообразие методов и приёмов работы со сказкой, позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Литература:

  1. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание. -1995- N10. -С. 30-32.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997 с – 137.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб, 2000. с – 112.
  4. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. — М., 1996. -С. 3-14
  5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М., 2000.. с – 148.
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996. с – 93, с – 104.
Просмотров: 679
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Суркова Алина Ивановна. Экологическая музыкальная сказка «Как муравьишка домой спешил» по мотивам сказок и рассказов Бианки В.В.
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Мокрушина Ольга Анатольевна. Игра – драматизация с детьми младшего дошкольного возраста по сюжету сказки В. Сутеева «Дядя Миша»
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Зубарева Наталья Юрьевна. Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Приключение Карамельки и её друзей» (по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»)
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь