Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы

Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы

Матвеева Анна Александровна старший воспитатель МАДОУ №86 г.Томска

Социальный заказ государства к системе образования сформулирован следующим образом: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Поэтому на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики:

 

Скачать конспект

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений (Приложение – Дневник наблюдений).

Актуальность представленного материала обусловливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности дошкольника.

Самостоятельность и независимость детей дошкольного возраста проявляется, прежде всего, в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть — показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.

Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне.

Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью.

Опираясь на литературные источники можно привести следующие определения:

  • Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
  • Инициативность – частный случай самостоятельности, это мотивационное качество и волевая характеристика поведения человека.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Основное условие развития самостоятельности — предоставление свободы выбора. Ребенок, ограниченный жесткими рамками, не сможет отработать природой заложенную потребность в независимости и самостоятельности. Эта потребность атрофируется, отомрет так же, как атрофируется, отмирает ненужный, неиспользуемый организмом орган.

Реализация развития самостоятельности ребенка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

В группах детского сада Центры активности организованы на основе интеграции содержания образовательных областей и видов деятельности. Эти виды представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа.

Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира и взаимодействии всех его объектов.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности (работа одновременно всех центров активности, Приложение -РППС).

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре,

что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности и открытости.

Многие воспитатели в своей работе отдают предпочтение формированию у детей конкретных, готовых знаний, сами задают цель деятельности, выбирают средства и пути ее достижения. Это часто приводит к неумению детей самостоятельно поставить цель, спланировать деятельность и управлять своим поведением. Мы стараемся не пользоваться учебной моделью организации деятельности, и в этом очень помогает ООП «Успех».

Технология ООП «Успех» позволяет организовывать совместную деятельность взрослых и детей, основываясь на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий. Особое внимание уделяется совместному планированию деятельности на «Утреннем сборе» (групповой сбор).

Утренний сбор мы проводим ежедневно в определённое время. Здесь есть возможность обмениваться информацией взрослому и ребёнку, обсудить проблемы, запланировать индивидуальную и совместную деятельность. Это время свободного общения и создания благоприятной эмоциональной атмосферы на весь день. В этой форме организации среды есть хорошая возможность поддержать стремление детей в осуществлении своего выбора на основе собственных интересов и потребностей, поддержки инициативы.

На утренний сбор собирают ребят по звонку колокольчика (например). Место проведения – на ковре перед доской выбора.

Структура Утреннего сбора.

Приветствие (Игры – «Дарим доброе утро», «Ласковое утро», «Клубочек», «Комплименты» и др.).

Игра (Психогимнастика, артикуляционные и пальчиковые игры, «Отправка СМС», и т.п.).

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками и воспитателем. Их должна объединять единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети теперь уже сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Можно делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности и др..

Обмен новостями. Эта форма позволяет детям озвучивать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов окружающего мира в разнообразных ситуациях личного опыта, побуждая к проявлению инициативы в познавательной и поисковой деятельности.

Роль педагога: активизировать менее активных детей и не забыть предоставить возможность высказаться всем детям на следующих сборах. Очень поощряются вопросы выступающим. Надо стараться убедить детей, что задавать вопросы – полезно: больше узнаешь по ответам. Поощрять детей, задающих вопросы. Никогда не давать оценок новостям и вопросам детей.

Введение в тему недели. Самостоятельность детей в процессе данной формы проявляется в интересе воспитанников к конкретной теме недели.

Планирование. Специально подготовленная среда группы и ее атмосфера, ориентированная на поддержку и поощрение проявлений самостоятельности, способствует развитию такого качества как умение запланировать свою деятельность. При этом очень важна положительная личная мотивация ребёнка, что является задачей воспитателя. Мы заполняем системную паутинку образовательной деятельности.

Причём, все желания детей письменно фиксируются определённым цветом. Впоследствии, по мере исполнения задуманного, дети могут отметить итог своей деятельности определённым знаком на системной паутинке.

Интересы воспитанников учитываются и реализуются через организацию деятельности в Центрах активности, предусматривающую свободный выбор ребенка, проявление и поддержку детской инициативы.

На начальном этапе исследования было ограничение по количеству рабочих Центров активности. Сейчас каждый день они оправдывают своё название и назначение – постоянно активны все Центры в группе. Таким образом, мы создаём необходимые условия, формирующие у ребенка желание действовать, проявляя самостоятельность в разных видах деятельности.

Выбор Центра активности является важным показателем социальной компетентности ребенка. Он проявляет произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами и нормами.

Сама деятельность в Центре активности способствует формированию умения выстраивать отношения сотрудничества, навыков самоорганизации и работы в команде. При этом я предлагаю помощь только по желанию ребёнка и исходя из индивидуальных особенностей детей.

Работа в Центрах активности организуется как приятное времяпровождение для каждого субъекта образовательной деятельности (дети, педагог, иногда родители).

Во время подведения итогов дети приобретают возможность проявлять свою субъектную позицию к продукту деятельности и планировать дальнейшие действия (доделаю вечером, подарю маме, и т.п.).

На вечернем итоговом сборе проводим своеобразный совместный анализ деятельности: что получилось, соответствует ли полученный результат задуманному, что помогло, а что помешало в достижении цели.

Вечерний сбор проходит перед ужином или после него. Место проведения – ковер. Цель вечернего сбора: дать возможность детям поделиться своими успехами, если ребенок желает этого сам. Дети имеют возможность учиться анализировать свою деятельность. Предлагается для подведения итогов игра «Корзина успехов». Дети складывают свои работы в корзину и говорят, что у них получилось. Далее можно поиграть в игру «Камушек в ботинке», где дети, анализируя свою деятельность, отмечают, что не удалось и что им помешало достичь результата. Так же вечером можно провести игры на релаксацию: «Торт», «Возьми себя в руки», «Сражение», «Стойкий солдатик», «Сбрось усталость».

Задачи итогового сбора:

  • помочь обрести удовлетворение от прошедшего дня, от результатов своей деятельности;
  • дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга, сопереживать друг другу.

По итогам дня можно выбрать звезду дня или недели. Рекомендую у звезды взять интервью и записать его.

На вечернем сборе обсуждается план и тема завтрашнего дня. Все инициативы детей фиксируются и обязательно вносятся коррективы в деятельностный план следующего дня. Формирование самостоятельности — длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль. Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые стимулируют у ребенка постоянное проявление самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по формированию у детей самостоятельности является важнейшим педагогическим условием формирования самостоятельности дошкольников.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

К ним относятся:

  • личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;
  • личностные особенности ребенка;
  • педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;
  • качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;
  • вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;
  • степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.

Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень важно, чтобы дошкольники выбирали такие средства самоутверждения, находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы, которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные проявления личности растущего человека.

Информативная помощь родителям заключалается в размещении папок-передвижек и проведении консультаций.

В сотрудничестве с родителями происходит планирование образовательной деятельности: они наравне с детьми заполняют системную паутинку, помогают содержательно наполнить не только Центры активности, но и предметно-пространственную развивающую среду группы.

И, конечно, их помощь и инициатива не остаются незамеченными: с удовольствием они реагируют на наше «спасибо» через «Благодарилки».

В результате итогового тестирования родителей по тесту-опроснику родительских отношений (А. Я. Варга, В.В. Столин), 25 (100%) семей стали благоприятно относится к формированию самостоятельности своих детей. Позитивно изменились педагогические социальные установки родителей по отношению к детям, включающие рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Просмотров: 569
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Серкова Екатерина Сергеевна. Педагогическая статья «Особенности инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Жданова Ирина Николаевна. Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Атлашова Вероника Александровна. Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Старочкина Татьяна Павловна. Консультация для родителей по теме «Формирование самостоятельности у детей»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Виталева Татьяна Петровна. Развитие самостоятельности дошкольника через трудовую деятельность
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Лабутина Надежда Александровна. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Полковникова Марина Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Зайцева Юлия Викторовна Захарова Елена Михайловна Маковецкая Мария Николаевна. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь