Тимощенко Ольга Леонидовна. Опытно-экспериментальная работа в ДОУ, ее значение, этапы, содержание

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ, ее значение, этапы, содержание

Подготовила старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко О. Л.

Эксперимент — в строгом понимании — научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу», «исследовательскую работу» и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность.

Эксперимент — воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент — исследовательская работа в образовательном учреждении по той или иной проблеме. Эксперимент — строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой (новое содержание образования или обучения). Придержемся определения понятия эксперимент М.М. Поташника.

Экспериментальная площадка — подразумевает особую форму организации поисковой деятельности без жестко разработанного проекта (имеется только его идея, общие контуры), когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности. Результатом деятельности «экспериментальной площадки» может быть создание новой практики образования, которая не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться образовательное учреждение в будущем. Экспериментальная работа образова-тельного учреждения — это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач [22, С.28]

 

Скачать конспект

Анализ литературы позволяет сформулировать следующее определение. Опытно – экспериментальная работа – это деятельность коллектива образовательного учреждения по проведению (апробации) педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путём создания новых (или уже известных), контролируемых и управляемых условий, соответствующих социальному заказу родителей. [23, С.109]

Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а так же организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Нельзя сказать, что в период функционирования экспериментальной площадки на базе ДОУ любого уровня (федеральный, региональный, городской) у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках конкретного исследования. [26, С.5] Пригожий А.И., Найн А.Я. исследуя нововведения и педагогические инновации отмечают, что инновационные процессы в образовательных учреждениях часто разрознены, мало управляемы, плохо продуманы и не подготовлены. Учреждения дошкольного образования. берутся за разработку разнообразных новшеств, ограниченно, никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного учреждения. В итоге получается план мероприятий, либо сложное «произведение», созданное руководителем и непонятное, чуждое для коллектива, и, как следствие, отторгаемое им. Изменение в области образования в содержании образования влекут за собой длинную вереницу педагогических инноваций:

  • в области осознания нового предназначения системы образования (развитие человека, его творческого начала, профессиональное и личностное самоопределение)
  • в системе внешних связей, характеризующихся развитым диалогом между дошкольным учреждением и разнообразными образовательными учреждениями, учреждениями науки и культуры, иностранными партнерами.

Такие инновационные установки требуют инновационных подходов в области педагогики и психологии, направленных на проектирование новых моделей педагогических систем и саморазвития педагога. Способность к изменениям, по мнению Е.В. Бондаревской, Н.В. Пряникова, А.С. Сиденко, В.В. Давыдова, И.Д. Чечель, является в настоящее время решающим фактом развития, обеспечивающим конкурентоспособность ДОУ и коллектива. [25, С.7]. Из чего может складываться такая модель, которая позволит вывести ДОУ на качественно новый уровень, способный к конкуренции?

Стоит отметить, что в последнее время опытно-экспериментальная деятельность проводится слишком активно. Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы. У многих педагогов возникают затруднения, они считают, что этим должны заниматься ученые вузов и академических институтов. Действительно, за неимением опыта бывает непросто разделить свою деятельность на педагогическую и научную. Вместе с тем именно научно-исследовательская работа педагога является показателем экспериментального характера деятельности всего дошкольного учреждения.

Руководитель проекта должен учитывать способности и потребности, субъективный опыт каждого участника: любой воспитатель имеет возможность в пределах общей идеи эксперимента и единой концепции самостоятельно (а не по указанию администрации!) определить тему своего личного исследования. По мнению ряда ученых (Б. И. Канаев, B.C. Савельева и др.), исследовательская работа, по сути, не является ведущим типом деятельности. Следовательно, чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педагоги, воспитанники, родители,) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход эксперимента. [22, С. 13]

Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях.

Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования утверждено Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1123 и предполагает работу на всероссийском уровне под патронажем Минобразования и науки РФ и Института проблем образовательной политики «Эврика». В указанном Положении определена деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным федеральной программой развития образования. Субъектам опытно-экспериментальной деятельности может быть присвоен статус ФЭП Минобразования РФ либо статус участника федерального эксперимента в области образования.

Там же перечислены основные направления деятельности ФЭП, рассмотрены вопросы управления ею, а также присвоения и прекращения действия статуса ФЭП. Кроме того, установлены права и обязанности участника опытно-экспериментальной деятельности, имеющего статус ФЭП.

Положение о региональной (краевой, областной) экспериментальной площадке разрабатывается на уровне региона и утверждается соответствующей инстанцией. Основными задачами экспериментальной площадки ДОУ являются: решение актуальных образовательных проблем и развитие педагогической системы, как конкретного образовательного учреждения, так и системы образования России, региона, города, района в целом. Схема экспериментальной работы может выглядеть следующим образом.

Схема №1

Важное условие успеха — готовность коллектива к повышению квалификации — в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования (ФДПО) вузов, семинарах, проводимых научным руководителем или консультантом экспериментальной площадки.

Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему все просто безразлично. [22, С. 22]

В процессе ОЭР повышается профессиональная компетентность педагога, заключающаяся в его способности формировать личность дошкольника с учетом тех ограничений и предписаний, которые накладывают на воспитательно-образовательный процесс (ВОП) ДОУ требования конкретной педагогической нормы

Схема №2

При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Целесообразно в план экспериментальной работы ввести раздел «Кадровое обеспечение» или «Подготовка педагогических кадров к включению в экспериментальную деятельность». Рациональным и, несомненно, полезным будет отражение в плане графиков проведения открытых мероприятий (олимпиады, праздники для микро — и макросоциума, мероприятия с родителями и т.п.) с указанием их цели и назначением ответственных. В период проведения эксперимента учреждение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ.

Е.С. Пряничникова, Г.Т. Томашева и Г.И. Чижакова считают, что развитие это процесс перехода от исполнения единых образовательных планов и программ к появлению творческой инициативы субъектов образовательного пространства посредством расширения сферы общения и содержания их профессиональной деятельности, а также расширения сферы деятельности ДОУ. С одной стороны — это СО-организация, СО-вместность, СО-участие всех субъектов образовательного пространства, а с другой — обеспечение индивидуальными образовательными программами детей дошкольного возраста и индивидуализация программ повышения квалификации педагогов ДОУ, которая достигается:

  • участием педагогов в исследовательской деятельности и привлечением других субъектов открытого образовательного пространства;
  • совместной деятельностью педагогов в рамках временных творческих коллективов, направленной на решение образовательных проблем;
  • реализацией личных инициатив, привлечением личностного опыта при решении профессиональных задач. [31, C. 34]

В микроструктуре инновационного процесса его динамика представлена как концепция «жизненного цикла», включающая в себя ряд последовательных этапов: рождение новой идеи; создание новшества; апробация новшества, его практическая реализация и доработка; распространение новшества его широкая трансляция; угасание значимости и новизны результатов инноваций; сокращение масштабов применения новшества (В. А. Сластёнин, М.М. Поташник). Поэтому работа ОЭР осуществляется поэтапно соответственно логике решения научно – поисковых и экспериментальных задач.

Примерная программа и этапы эксперимента

Этапы экспериментальной работы по М.М. Поташнику

  • диагностический — анализ, выявление проблемы и обоснование актуальности проведения эксперимента;
  • прогностический — постановка цели экспериментальной работы, разработка развернутой программы опытно-экспериментальной работы, критериев анализа (программы мониторинга), прогнозирование результатов; проведение внутренней и внешней экспер-тизы проекта;
  • организационный — подготовка, подбор материально-технической базы, распределение функций между участниками экспериментальной деятельности, подготовка кадров и методического обеспечения, корректировка сроков экспериментальной работы;
  • практический — собственно экспериментальная деятельность и ее мониторинг (начальные, текущие, итоговые измерения);
  • обобщающий — обработка полученных данных, описание и представление данных их публикация;
  • внедренческий — переход к реализации созданных технологий их распространение, передача опыта.

Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. В процессе работы важно опираться на критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР. Именно нехватка знания, а подчас и непонимания того, что педагогу необходимо делать и как, вызывают определённые трудности в ОЭР.

Грамотная позиция заведующего играет существенную роль в успешном создании саморазвивающегося коллектива, так как движению вперед способствует только руководитель — законодатель, генератор идей, консультант, психотерапевт, поддерживающий любые инициативы и опыт (если только они на благо детей и взрослых). Смена его позиции с авто-ритарной на демократичную— это то положительное влияние, которое окажет на него режим развивающего эксперимента. Имеется ввиду, что:

  1. на первое место ставится педагогика поддержки или гуманистическая парадигма, конкретизированная в личностно – ориентированном подходе к педагогам: учитываются их особенности, возможности, творческий потенциал, рабочий потенциал и т. д.)
  2. все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс)

Думаю, все согласятся с тем, что от грамотной организации работы методической службы зависит итог всего эксперимента. Работая в режиме эксперимента, педагог постепенно учится сам соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное — с конкретными детьми. Нельзя не подчеркнуть, что экспериментально-методическая работа наиболее эффективна, когда организована как целостная система. Нередко кто-то из педагогов не считает нужным участвовать в эксперименте. Со стороны методической службы им должно уделяться самое пристальное внимание: нео6ходимо разработать программу по вовлечению педагогов в процесс.

Информационно-методическое обеспечение рассматривается как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное — учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Именно поэтому информационно-методическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения. Организация научно-методической работы должна представлять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Использованная литература:

  1. Атемаскина: Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2011
  2. Березина Е.А «Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности» // 23. 12. 11 //ttp: //festival. 1september. ru/articles/508214/
  3. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!. / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. — М., 1996.
  4. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
  5. Езопова С.А., Новицкая В.А. Как изучить профессиональную компетентности воспитателя детского сада? / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010
  6. Зинкевич – Евстегнеева Т. Технология создания команды. СПб, Изд. Речь, 2004, С.123
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, 1995. С.343
  8. Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов: дис. д-ра психол. Наук. — Вильнюс, 1982, С.343
  9. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ, М.: Сфера, 2010.
  10. Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008
  11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие, М.: Сфера, 2010.
  12. Монография Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие позновательного интереса. Бийск: Изд. НИЦ Бийск педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2002. 163c. – С.5
  13. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, М.: Сфера, 2010.
  14. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996 № 5.
  15. Научно – методическое пособие Организация опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении / Под ред. Паукова Л.Н., С.М. Курганский Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009, 152с. — С.5
  16. Научно – методическое пособие Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении/ Под ред. Паукова Л. Н. Курганский С.М. Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009-152, С.7
  17. Основы опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.В. Губановой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 С. 13; 22; 28;
  18. Панфидникова И.П. // Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007, С. 109
  19. Панфидникова И.П. //Научно – метод. журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007
  20. Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ// Приложение к журналу «Управление ДОУ» — М.: творческий центр Сфера, 2007, С.5; 7
  21. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др., Изд. Педагогическое общество России, М.: 2004
  22. Пособие для воспитатетлей/ Под ред. Микляевой Н.В. Инновации в детском саду, М.: Айрис Пресс 2008
  23. Пряшников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? 23. 12. 2011 //http://www. intelros. ru/pdf/60_paralel/40/02. pdf
  24. Психология профессионального педагогического мышления / Под редакцией Кашапова М.М., М.: «Институт психологии РАН», 2003, с. 331-338
  25. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии Серия «Мастера психологии», СП-б.: Питер Ком, 1999. -720с – с555

руководство, СП-б, Речь, 2005

26. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М.: АПК и ПРО. 2002, С.34

27. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое

28. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В.А., Изд. Центр «Академия», М.: 2002

29. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д.А. М.: Смысл 2002, С.47

30. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2012.

31. Тавберидзе В.А., Калугина В.А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М.: Школьная Пресса 2008

32. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. -№5

33. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М.: Школьная Пресса 2010

34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор. соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика-пресс, 1986, С.143.

35. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О.У. / Под ред. Поташника М.М. М.: Новая школа, 1994

36. Черникова Т.В. Управление развитием О.У. методическое пособие, М. 2005

37. Щёголева Н.М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г.

38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С.315

39. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.

Просмотров: 642
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тимощенко Ольга Леонидовна. Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Конева Гулмира Хамидовна. Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Копотун Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей 'Организация опытно-экспериментальной деятельности'
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Клячева Валентина Федоровна. Опыт работы «Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Доманова Елена Ивановна. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду
  • Лебедева Наталья Васильевна. Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе
  • Черненко Марина Александровна. «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Генкузина Юлия Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром (с элементами опытно-экспериментальной деятельности) в подготовительной к школе группе по теме: «В Тундру за чудо-ягодой»
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Пальчиковская Ирина Дмитриевна. Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Валентина Крутицкая. Конспект НОД по организации опытно – экспериментальной деятельности для второй младшей группы «Разноцветные сосульки»
  • Быстрова Марина Евгеньевна. Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности при знакомстве со свойствами камней и ваты «Домик для Гном Гномыча»
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Лукьянова Ольга Георгиевна, Мухамадеева Альбина Давлетовна. Паспорт мини-лаборатории «ПОЧЕМУЧКА» по организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь