Боброва Людмила Георгиевна. Планирование образовательного взаимодействия детей и взрослых в детском саду в соответствии с современными требованиями

Планирование образовательного взаимодействия детей и взрослых в детском саду в соответствии с современными требованиями

Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (В. И. Слободчиков, Н.А. Короткова и др.). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17. 10. 2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Календарное планирование образовательной деятельности – это тактический план действий педагога по реализации ООП ДО. Такое планирование отражает различные формы и виды организации ежедневной совместной деятельности взрослых и детей в процессе НОД, в ходе режимных моментов, варианты самостоятельной деятельности детей, насыщенность и наполняемость предметно-развивающей среды в рамках определенной темы. Во-первых, календарное планирование в тесной форме, как документ, необходим как доказательство того, что основная образовательная программа действительно реализуется в ДОО (нельзя забывать о проверяющих органах, которым важно убедиться в том, что услуга реализуется). Поэтому в календарном планировании нужно отражать содержательные задачи и мероприятия, которые присутствуют в ДОО.

Во-вторых, календарное планирование необходимо каждому педагогу для того чтобы увидеть целостную и комплексную картину воспитательно-образовательной работы с детьми, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. В-третьих, планирование – это способ подготовки педагога к образовательным встречам с детьми. Составление плана помогает заранее определить комплекс мероприятий, которые можно предложить детям, из которых они смогут выбрать наиболее близкие им, которыми они смогут увлечься, которые будут отражать их интересы. План, как копилка возможных видов деятельности (игр, чтения, песен, заданий и поручений и т.д.). План в таком случае становится «арсеналом» педагога при организации образовательной деятельности, перечнем возможных мероприятий по заявленной тематике, из которых всегда можно выбрать наиболее подходящие к конкретной образовательной ситуации.

Но прежде чем выбрать и составить подобные формы календарного планирования, необходимо определиться с их назначением:

  • План-помощник или план-обязательство (обязанность)?
  • План-подсказка или план-порядок деятельности?
  • План для педагога или для проверяющих?
  • План как возможность фиксации детских идей и вопросов.
  • План как способ быть во всеоружии на случай «угасания» детского интереса к деятельности и т.д.

И еще вопрос: так ли целесообразно подробно прописывать всю последовательность, содержание и порядок образовательной деятельности на целый день? Всегда ли такой план полностью реализуется? Всегда ли дети готовы с интересом исполнить все запланированные мероприятия? И даже если ваш ответ будет «да, всегда», возникает следующий вопрос – а как же индивидуализация образовательного процесса, учет детских интересов и их право выбора, их возможность самим инициировать интересную деятельность и самостоятельно ее развивать? И не нужно забывать, что жесткое регламентирование образовательного процесса неприемлемо как в контексте ФГОС ДО, так и с позиций учета детских потребностей.

Что может охватывать календарное планирование на группе? Планирование различных видов непосредственно-образовательной деятельности (лепка, рисование, развитие речи и т.). Совместная образовательная деятельность детей и взрослых. Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной среде. Образовательное взаимодействие взрослых и детей во время режимных моментов.

Более подробно остановимся на таком разделе календарного плана, как «индивидуальная деятельность с детьми». Условно, индивидуальные формы работы можно разделить на 2 группы: планируемые заранее и планируемые по ситуации. К индивидуальным мероприятиям, которые можно спланировать заранее относятся: разучивание стихотворений, песен, движений танца, проигрывание ролей к предстоящей театрализованной постановке, объяснение правил проведения индивидуального проекта. В основном же, индивидуальную деятельность нужно планировать по возникающим ситуациям. Поэтому, раздел «индивидуальная деятельность с детьми» в начале недели в части ситуативных мероприятий вполне может оставаться не заполненной. Планировать подобную индивидуальную деятельность можно именно при возникновении ситуации.

Одним из удачных способов индивидуального планирования «Экран индивидуального взаимодействия». Такой экран можно оформить на листе большого ватмана, разлиновав его и подписав: в верхней строке 5 наименований образовательных областей, а в левом столбце фамилии и имена детей. А расположить экран можно рядом с рабочим местом педагога, поскольку это его план и он должен быть всегда перед глазами. Теперь как работать с подобным экраном. Проводя диагностическое обследование или просто наблюдение за детьми, перед педагогом в любом случае «встает» ряд задач, которые нужно решать в процессе взаимодействия, будь то проблемные ситуации или, наоборот, успешные. Такую задачу можно записать на цветном стикере и прикрепить на «экран индивидуального взаимодействия» напротив имени и фамилии ребенка под той образовательной областью, к которой относится задача. Это могут быть такие несложные записи: поговорить о частях суток (если ребенок плохо ориентируется в сутках). «Подобрать игры с конструктором» (если ребенок очень любит конструировать), «подобрать игру «Общаемся тихо» (если ребенок кричит в группе) или интересуется буквами. Подобрать книги и игры с буквами (если ребенок стал проявлять интерес к буквам и чтению). Подобный формат индивидуального планирования решает сразу несколько задач. Для педагога – это способ сформулировать задачу, предложить конкретный вид деятельности ребенку, а еще и своеобразная наглядная «напоминалочка» относительно потребностей каждого ребенка.

При организации планирования важным является раздел «взаимодействия с семьей», в котором планируются основные формы и виды деятельности, такие как знакомство с семьей, дни открытых дверей, консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, семинары, мастер-классы.

Раздел «виды итоговых мероприятий», таких мероприятий может быть как одно, так и несколько. Это могут быть выставки детского творчества по теме недели, праздники и развлечения, спортивные досуги, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, спектакли, презентации коллективных и индивидуальных проектов и т.д.

Ситуативное планирование. В процессе индивидуальной деятельности постоянно возникают такие ситуации, когда дети чем то увлекаются и не реагируют на предложения педагога заняться чем то другим, когда происходит какое то событие и дети хотят обсудить только его, а не то что запланировал воспитатель. В таких случаях воспитатель должен «прислушаться» к детям, сориентироваться по возникшей ситуации и попытаться реализовать запланированные задачи «по ходу действия». Например, малыши с утра увлеченной играют машинками на ковре, успели построить дорогу, небольшой городок и не хотят отвлекаться, а по расписанию пора начинать занятие по математике, на котором воспитатель планировала тему сравнения предметов по длине (длинный-короткий) и ширине (широкий-узкий), подготовив соответствующие материалы (бумажные полоски различных размеров). И здесь педагогу приходится планировать деятельность по ситуации, подсев к детям и предложив сравнивать машинки, искать одинаковые и разные по длине и ширине, а еще сравнивать детали деревянного конструктора, из которого дети организовали постройки. А затем можно предложить устроить мини-гонки, одновременно запустить длинную и короткую машину, широкую и узкую. Таким образом, игровая деятельность обрастет образовательным конспектом, происходит ситуативное подстраивание под детскую увлеченную игру, и соответственное ситуативное планирование.

Участие детей в планировании предстоящей деятельности. Для самых маленьких можно использовать обычное наблюдение: во что играют, что привлекает, чем нравится. Этап планирования в технологии проектной деятельности. Когда дети озадачены проблемой проекта, начинается поиск путей решения. Дети при поддержке взрослого пытаются придумать и выдвинуть те идеи и мероприятия, которые могут решить эту проблему и, таким образом формируется план. Если план зафиксирован (зарисован или записан на плакате) можно предложить детям самим определить последовательность деятельности: что сначала, что потом, что сегодня, а что завтра и т.д.

Это лишь некоторые рекомендации по организации системы планирования образовательной деятельность в ДОО. А подводя итог, хочется сказать: любой самый хороший план не заменит драгоценных минут общения и взаимодействия с ребенком. Так давайте постараемся сделать так, чтобы планирование было удобным, кратким и емким и не отнимало у педагога много времени, а предоставляло много времени для увлекательной и интересной деятельности с детьми.

Литература:

  1. Давыдов, В В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов — М.: Просвещение, 1996. -239 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  3. Слободчиков, В.И. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / В.И. Слободчиков, И.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов. — М., 2005. — 28 с.
Просмотров: 540
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Абрамова Наталья Васильевна. «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад»
  • Редкозубова Ольга Михайловна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о воде?»
  • Яковлева Любовь Викторовна. План-конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в первой младшей группе «Прогулка в лес»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Корнишина Людмила Николаевна. «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Плигина Светлана Александровна. «Наглядная информация, как эффективный способ взаимодействия педагога с семьей»
  • Фролова Алла Александровна. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Лысенко Наталья Борисовна. «Планирование и организация системы взаимодействия с семьёй в соответствии с современными требованиями». (рекомендации для педагогов)
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Запивахина Екатерина Михайловна. Организация образовательной деятельности с детьми по теме «Масленица»: планирование и практические материалы
  • Камила Исаева. План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по теме: «Дикие животные и их детеныши»
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1-3 лет «Кто как готовится к зиме».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь