Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Подготовила: воспитатель Иванова Н.И. Канск 2018г.

Современному дошкольному образованию требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора. По моему мнению оптимальным методом, отвечающим в полной мере Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, является метод проектов. В своей практике по планированию и организации воспитательно-образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста я применяю технологию Л. В. Свирской «План-Дело-Анализ». Ценность авторской технологии заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий. Совместное планирование работы и всю образовательную деятельность определяю как «тематический проект». Работу над проектом выстраиваю поэтапно.

 

На первом этапе вместе с детьми на утреннем групповом сборе (мы называем его «Детский совет») выбираем тему проекта из инициатив детей.

В этой ситуации я стимулирую активность моих воспитанников, высказывания идей какими бы абсурдными они не показались на первый взгляд. Как правило дети предлагают темы, которые близки их практическому, жизненному опыту «Игрушки», «Животные», «Транспорт». В основном темы проектов выдвигаются с моей инициативы способом «культурного продавливания». Для этого я прибегаю к таким приемам, как использование наглядной информации, скомпонованной на рабочей стене.

Или размещаю на видных местах в группе, на ковре- картинки, фотографии, книги, различные предметы, в качестве «подводки к теме использую» модель трёх вопросов

При этом я не сообщаю детям, что обсуждается выбор темы нового проекта, а просто веду с ними разговор о том, что они знают об этом, что хотят узнать по предполагаемый теме, и что нужно сделать, чтобы узнать.

Таким образом я получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы с указанием автора.

Заполненную «модель трёх вопросов» вывешиваю в приемной на специальной магнитной доске, чтобы родители её увидели, прочитали, заинтересовались и включились в совместную работу.

Хорошим подспорьем является письмо родителям, составленное совместно с детьми

Родители охотно откликаются на мои просьбы: совместно с детьми собирают информацию в интернете, смотрят телепередачи, подбирают энциклопедии, книги, фотографии, игры, игрушки, изготавливают поделки, рисуют рисунки. Ребёнок оказывается интересен родителям. У детей появляются новые стимулы, новые информации и ресурсы по теме проекта.

А я получаю подкрепление в организации образовательной деятельности и пополнении ПРС.

Второй этап- планирование

Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа воспитательно-образовательного плана, как содержательная, так и по видам деятельности.

Для этого я заранее на листе бумаги формата А-3 наношу разметку – название центров. Это форма называется «паутинка». Все идеи детей вношу в общий план наравне со взрослыми. Для фиксации использую два постоянных цвета: синий – для записи идей взрослых, красный – для записи идей детей, для того чтобы можно было проанализировать и сделать выводы об эффективности моей работы, о динамике развития детей. Все идеи вписываю печатными буквами с указанием автора. Мои малыши понимают, что я записываю их идеи, их мысли, то есть придаю им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

Составленную «паутинку» вывешиваю на рабочей стене, к которой мы ежедневно возвращаемся: обсуждаем запланированные и выполненные дела.

На этом этапе моя задача помочь ребёнку спланировать свою деятельность, сделать выбор, стимулировать их активность, самостоятельность, инициативу.

Мы ещё маленькие, учимся только планировать. Но систематическая, планомерная работа в этом направлении дает положительные результаты.

Третий этап – практическая часть (совместная и самостоятельная деятельность в центрах активности).

После того, как дети сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров они осуществляют свободную деятельность в центрах активности.

Ребёнок по собственной инициативе:

  • экспериментирует
  • самозабвенно творит
  • играет
  • конструирует

Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать) внимание, интерес детей я ежедневно рассказываю, какие материалы в каких центрах подготовлены.

Четвёртый этап – итоговый сбор.

Итоговый сбор организую как в процессе реализации проекта, так и по завершению. На итоговый сбор дети приносят всё, что успели сделать – рисунки, поделки, картинки, книги, карточки с выполненными заданиями.

Те виды работ, которые нельзя перенести, например, конструкции из крупного материала, постройки из песка, мы их рассматриваем после того как рассмотрим материалы, доставленные на ковёр.

На этом этапе моя задача – организовать процесс рефлексии, отметить, как многое успели сделать вместе и каждый в отдельности, насколько полученный результат соответствует задуманному, кто помогал, какие были трудности и т.д.

Проект длится столько времени, сколько сохраняется у детей интерес к выбранному содержанию.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходит в различных формах:

  • создание мини – музеев;
  • выставка совместных творческих и детских работ;
  • оформление фотогазет;
  • выставка любимых книг, альбомов;
  • тематические развлечения.

Подводя итог всему сказанному, я хочу подчеркнуть, что в моей работе именно проектная деятельность помогает мне связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. Она позволяет объединить детей, родителей, педагогов, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, обсуждать результаты своей деятельности.

Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах. Я считаю, что именно метод проектов дает возможность перестроить воспитательно – образовательный процесс в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Просмотров: 70
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Могилюк Наталья Владимировна. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с детьми старшей логопедической группы с ОНР в соответствии с ФГОС по теме: 'Лесные обитатели'.
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Запивахина Екатерина Михайловна. Организация образовательной деятельности с детьми по теме «Масленица»: планирование и практические материалы
  • Махалова Наталия Юрьевна. Презентация: «Маленькие исследователи» Опыт работы Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Румянцева Галина Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми в средней компенсирующей, логопедической группе у детей с ТНР по теме: «Наш любимый город, Санкт – Петербург»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Ваняева Ольга Васильевна. Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы».
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Кривошеина Елена Викторовна. Конспект организации образовательной деятельности детей 2 младшей группы по теме «В гости к зимующим птицам».
  • Корнишина Людмила Николаевна. «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Бойко Наталья Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
  • Овчинникова Татьяна Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»
  • Камила Исаева. План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по теме: «Дикие животные и их детеныши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь