Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 ОАО «РЖД»

Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории Черникова Ю.В.

1. Информация об опыте

  1. 1. Тема опыта: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта».
  2. Описание опыта
  3. 1 Введение

Скачать полный конспект

Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить.
А.М. Горький.

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.

В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

Наш детский сад входит в систему образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги», поэтому в соответствии с «Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» одним из направлений моей работы является ранняя профориентация дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. Естественно, что сюжетно-ролевая игра является основной формой работы в этом направлении.

2. 2 Условие возникновения, становления опыта

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, которую я использую в своей работе, ознакомление с трудом взрослых занимает не так много места. А работа по профориентации на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Конечно, реализовывать эту работу можно через НОД, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то естественным будет формировать представления о профессиях на железнодорожном транспорте через сюжетно-ролевые игры.

2. 3 Актуальность опыта

Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.

  • Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности.
  • Одним из эффективных средств социализации личности ребёнка дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых.
  • Интерес детей к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
  • Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

2. 4 Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.

2. 5 Цели и задачи работы

Цель — определения влияния сюжетно-ролевой игры на приобщение

дошкольников к миру профессий железнодорожного транспорта.

Исходя из цели работы, определены следующие основные задачи:

  1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника;
  2. Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в формировании знаний о профессиях железнодорожников и общественной значимости труда работников на железной дороге;
  3. Определить и создать условия, способствующие развитию ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры дошкольников;
  4. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте.
  5. 6 Новизна опыта

На сегодняшний день существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.

2. 7 Адресная направленность

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, старшими воспитателями, родителями дошкольников.

2. 8 Участники опыта

  1. Воспитанники частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» младшего возраста (3-4года), среднего возраста (4-5 лет), старшего возраста (5-7 лет).
  2. Родители воспитанников.
  3. Воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» Ю.В. Черникова.
  4. Заведующий частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД» А.В. Кабанкова.
  5. Педагоги частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72 ОАО «РЖД».
  6. 9 Длительность опыта
  7. этап. 2013-2014гг. — работа с детьми 3-4 лет
  8. этап. 2014-2015гг. – работа с детьми 4-5 лет
  9. этап. 2015-2016гг. – работа с детьми 5-7 лет
  10. 10 Ожидаемые результаты

Предполагаю, что к выпуску в школу у детей:

  • сформируются представления о разнообразии профессий на железнодорожном транспорте;
  • сформируется ценностное отношение к труду родителей на железной дороге;
  • сформируется бережное отношение к результатам труда взрослых;
  • возникнет желание трудиться на предприятиях железнодорожного транспорта.
  • проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.

2. 11 Теоретическая база опыта.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса.

В контексте проблемы умственного развития, а также формирования у

них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. Профессионализация начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т.д.

К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983г.) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, машиниста, продавца, почтальона, учителя и т.д.).

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Однако этот и другие существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и

умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам

ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки

профессионально важных психических функций наряду с общим развитием

психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот

возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности.

К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.

Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования

представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств

реализации.

Уникальным средством формирования профессиональных установок

детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно — ролевая игра дает возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится

оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей

жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую

на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя

активным "участником жизни взрослых" (2).

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в

своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но

творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка (3).

Как отмечает Ядешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли,

изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом (1).

О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в

деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как дополнение к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций.

В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход

один — с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив

при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа — Я» дошкольника. Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире

профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.

Просмотров: 776
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Надежда Шагина. «Сюжетно-ролевая игра как средство усвоения детьми младшего возраста социального опыта»
  • Киселёва Олеся Владимировна. Сюжетно – ролевая игра как средство присвоения социального опыта детьми 7– ого года жизни.
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Агафонова Ирина Александровна. Сюжетно-ролевая игра, как форма развития дошкольника.
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Черных Наталья. «Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
  • Михальчук Марина Николаевна. Из опыта работы: «Подвижные игры как средство формирования скоростных и координационных качеств дошкольника»
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Колесникова Ирина Владимировна. Сюжетно – ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста: «Знакомство с театром»
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Полосуева Олеся Николаевна. Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?»
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь