Березина Елена Евгеньевна. Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.

Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.

Автор:

  • Березина Елена Евгеньевна Воспитатель МБДОУ ДС № 47 Нижегородская область. г.Арзамас

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, зачастую, приобретая обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям и дошкольной образовательной системе.

Работа с родителями в ДОУ является одной из проблемных на современном этапе модернизации системы образования. Остро стоит вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

 

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая можно получить сейчас не прилагая особых усилий. На все вопросы готовы ответить популярные сейчас социальные сети и не всегда компетентные в вопросе педагогики и психологии Интернет-сайты. Но данный вид информации не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Организация инновационной площадки «Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях реализации ФГОС ДО» совместно с психолого-педагогическим факультетом позволила нам активизировать работу в этом направлении.

Работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы, но формы работы остаются традиционными и не привлекают внимание родителей.

Затем мы провели анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что родителей более всего интересуют вопросы воспитания и взаимоотношений родителей и детей – более 70%. Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают и ответы на вопрос о саморазвитии и изучении специальной литературы. Родители специально не изучают педагогическую литературу, так как. С их точки зрения, это занимает много времени и не всегда данная литература дает понятные для обывателя ответы.

Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. 70% родителей группы не хотят участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для активизации интереса родителей и привлечение их к сотрудничеству было принято решение использовать нетрадиционные формы работы. Были выделены для работы: информационно-аналитические (методы изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные методы.

Для активизации родителей используются такие формы работы, как: использование тематических фотоальбомов в свободной деятельности и НОД, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, семейные праздники в группах, родительские собрания в нетрадиционной форме. Оформлен уголок информации, где родители могут не только получить необходимые знания об особенностях совместной деятельности с детьми в выходные и праздники, необходимости медицинских процедур и прививок, получить консультации от специалистов. А также задать интересующие родителей вопросы специалистам и педагогам ДОУ.

В информационной газете ДОУ «Журавлик» родители могут узнать о проведенных мероприятиях, увидеть фото- и видеоотчеты.

Родительские собрания стали неформальными заседаниями Родительского клуба, на котором обсуждаются интересующие вопросы, касающиеся программы и особенностей режима дня группы, учебной и свободной деятельности. Педагогами подготавливаются детские видеоинтервью «Семья глазами ребенка», «Моё мнение», поздравления родителей с праздниками. Родителями оформляются тематические альбомы «Праздник в моей семье», «Любимое место отдыха в моей семье», «Наши выходные».

Также родительские собрания проводятся и в совместной с детьми форме: собрание-концерт, собрание мастер-класс. Так на мастер-классе, например, можем подготовить с мамой совместный подарок ко Дню защитника Отечества для папы. Или научиться делать красивые украшения для группы.

Интересной формой привлечения внимания стала фотостена, на данный момент она отражает моменты детства наших родителей «Родители тоже были детьми».

Как известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно реализовать без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателем.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили консультацию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома»; родительское собрание на тему «Учимся, играем, познаём», круглый стол на тему: «Активизация взаимодействия педагогов с детьми и родителями в процессе экспериментально-исследовательской деятельности», целью которых было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей. В родительском уголке размещаем информацию о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов; создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На персональном сайте педагога была размещена информация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты в домашних условиях».

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.

Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Просмотров: 631
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Терехова Евгения Евгеньевна. «Эффективные формы работы с родителями ДОУ в условиях инклюзивного образования»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Шибанова Татьяна Алексеевна. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Как хлеб на стол пришёл»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Давыдова Елена Александровна. Доклад на тему «Система и формы работы ДОУ с родителями в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов к основной программе ДОУ»
  • Ваняева Ольга Васильевна. Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы».
  • Сергунина Е.А.. Консультация для родителей 'Совместная творческая деятельность родителей с детьми'
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Мамасуева Юлия Николаевна Бондарева Маргарита Васильевна Медведева Надежда Федоровна. Мастер — класс, как одна из интерактивных форм работы с родителями в ДОУ
  • Искра Виктория Васильевна. Статья на тему: «Методы и формы работы с родителями и детьми в коррекционной школе»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Бохан Татьяна Александровна. Проект на тему: 'Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями'
  • Беликова Оксана Анатольевна. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  • Воронина Светлана Николаевна. Консультация для родителей — Особенности педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ
  • Алекинова Ольга Владимировна. Перспективное планирование работы клуба «Семейная мастерская» для родителей и детей подготовительной к школе группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь