Жданова Ирина Николаевна. Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС

Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС

В современном мире стремительных перемен и реформ для дошкольников характерно эмоциональное переутомление. Чтобы сохранилось их психическое здоровье, не утратилось чувство веры во взрослых, педагогам и специалистам ДОО необходимо оказывать педагогическую поддержку, создавать условия для проявления у дошкольников самостоятельности и инициативы. Об этом указывается в нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций.

К таким документам относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерная основная программа дошкольного образования, комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования.

 

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования раскрывает способы и направления поддержки детской инициативы. Здесь, в частности, акцентируется внимание на том, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия, среди которых поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах детской деятельности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей предметно-пространственной среды. Эта среда должна быть насыщена социально значимыми образцами общения и деятельности, способствовать формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность, самостоятельность и др. Большое значение имеет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче и насыщенней будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, его эмоциональном развитии.

В соответствии с ФГОС в Примерной образовательной программе дошкольного образования появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы», в котором прописаны приоритетная сфера проявления детской инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте, способы и условия взаимодействия детей и взрослых по данному направлению.

В содержании некоторых примерных образовательных программ уделяется внимание формированию, развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников. Это программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой), «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой) и др.

Примерная образовательная программа «Тропинки» представляет основные подходы к формированию и поддержке детской самостоятельности дошкольников. Раздел программы называется «Развитие у дошкольника инициативности, самостоятельности, ответственности как основных характеристик субъекта деятельности».

Развитие детской инициативы и самостоятельности необходимо начинать с раннего возраста через вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К концу старшего дошкольного возраста дети смогут достичь определенного уровня проявления детской самостоятельности в различных видах деятельности. Ребенок уже сам может ставить цели в практической деятельности, играх и выполнять необходимые действия. Далее авторы программы указывают, что детская самостоятельность должна обязательно находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей. Важно научить ребенка делать определенный набор необходимых и важных для него действий самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Степень самостоятельности у ребенка все время изменяется и повышается. Это приводит к развитию инициативности в разных видах деятельности: в игре, общении, предметной деятельности.

Развитие детской самостоятельности предполагает работу и с не всегда адекватными формами ее проявления. К ним относятся: давление, излишняя напористость, навязчивость, отсутствие регуляции поведения и реакций. Работу с такими проявлениями у детей необходимо осуществлять, используя ограничение такой чрезмерной самостоятельности. Особую сложность вызывают действия, при которых ребенок настаивает на своем вопреки требованиям взрослых или других детей. С другой стороны, нельзя все время запрещать, нужно умело выводить ребенка из состояния противостояния через примеры и рассуждения, а не запреты или соглашательство.

Просмотров: 463
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Лабутина Надежда Александровна. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Серкова Екатерина Сергеевна. Педагогическая статья «Особенности инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Мамбетова Анна Владимировна. Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО.
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Миляева Жанна Владимировна, Галкина Татьяна Вячеславовна, Карабаза Раиса Александровна. Материал для Демо-системы: 'Сферы проявления детской инициативы: творческая деятельность'
  • Щетинина Марина Васильевна. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы»
  • Рикунова Лариса. Консультация для родителей 'Развитие детской инициативы'
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Зайцева Юлия Викторовна Захарова Елена Михайловна Маковецкая Мария Николаевна. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Виталева Татьяна Петровна. Развитие самостоятельности дошкольника через трудовую деятельность
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь