Перепечаева Светлана Николаевна. Организации деятельности групп кратковременного пребывания компенсирующей направленности на базе Службы ранней помощи

Организации деятельности групп кратковременного пребывания компенсирующей направленности на базе Службы ранней помощи

г.о. Отрадный Самарской области

Сегодня мы вас познакомим с нашим новым направлением, проектом – это группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности.

Начнем сначала – как мы к этому пришли и почему.

В ходе нашей работы мы постоянно проводим мониторинговые исследования развития детей, а также анкетирование родителей.

Анализируя полученные данные, мы увидели, что 25% детей на выходе из нашей Службы еще показывают средний или низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению, а 39% родителей выражают мнение, что 1-2 раза в неделю развивающих занятий недостаточно.

Ведь возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Разлука с близкими, изменение привычного образа жизни, страх новизны, вызывают у малыша негативные эмоции, что зачастую сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита и снижением общего состояния организма. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие в целом.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, желателен постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ и осуществление профессиональной помощи семье.

Естественно, мы, специалисты, понимаем, что достижение устойчивой положительной динамики развития и повышение уровня адаптированности детей можно только при увеличении частоты посещения занятий и увеличения срока реализации индивидуальной программы развития от 3-6 месяцев до года.

 

Поэтому организация групп кратковременного пребывания, основной целью которых является создание единой воспитательно-образовательной среды, одновременно важной для ребенка и его семьи, а также возможность научить родителей педагогическим приемам работы с малышами, показалась нам наиболее эффективным решением данной проблемы.

Всей общей командой специалистов мы определили следующие направления в решении данной проблемы:

  • организация деятельности штатных сотрудников
  • оборудование помещений для групп
  • определение оптимального режима посещения групп и их наполняемость
  • выбор образовательной программы
  • определение актуальных форм работы с детьми и родителями.

Работа групп кратковременного пребывания должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых документов.

Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования групп (количества, их видов, занятых в образовательном процессе, режима работы и т.д.)

Нами был разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу групп: Положение о группах, новое Положение о Службе, где прописан обязательный алгоритм движения ребенка из семьи к нам на занятия, положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированную образовательную программу, договор с родителями, должностные инструкции,, приказ по учреждению о создании групп.

1. Положение о группах кратковременного пребывания направлено на реализацию положений основных нормативных документов и предназначено для регулирования процесса создания и функционирования групп кратковременного пребывания, создаваемых на базе образовательного учреждения. Основными функциями ГКП являются:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • коррекция физического и психического развития детей;
  • обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  • обеспечение преемственности раннего и дошкольного образования;
  • диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ЗПР;
  • координация деятельности в целях обеспечения потребности населения в получении раннего дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.

Группы кратковременного пребывания формируются по разновозрастному принципу (дети от 1,5 до 3 лет), предельная наполняемость – не более 15 человек.

Длительность и периодичность работы групп кратковременного пребывания составляет 4 раз в неделю (вторник- пятница) –1 смена с 9:00ч до 10: 30ч.

2 смена с 11: 00 ч до 12: 30 ч.Группы функционируют без организации питания.

Финансовые средства образуются из средств бюджетного финансирования согласно установленному нормативу затрат на содержание детей данной категории в условиях ГКП компенсирующей направленности.

Продолжительность занятий и режим работы в группах организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей раннего возраста:

  • индивидуальная работа от 7 до 15 минут
  • подгрупповая от 10 до 15 минут

- групповая от 15 до 20 минут.

2. Договор с родителями, по которому стороны заключающие договор обязуются выполнять определенные обязательства. Договор действует с момента его подписания и может быть продлен, изменен, дополнен и расторгнут по соглашению сторон. Изменения, дополнения к Договору оформляются в форме Приложения к нему. Договор составляется в двух экземплярах: один у родителей, другой в Службе.

Прием детей в группы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК.

Чтобы определить образовательную программу, по которой будут работать специалисты, мы организовали совместную работу с нашей территориальной ПМПК. Честно скажу, были некоторые сложности в этом вопросе, но мое психологическое образование и человеческий фактор помогли наладить взаимодействие.

После прохождения комиссии, дети, которых мы направили, получили статус ОВЗ, с заключением – задержка нервно-психического развития.

Следующим этапом была разработка адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста с задержкой психического развития.

Условия и порядок разработки адаптированной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом образовательного учреждения, в котором указываются:

  • порядок и периодичность разработки АОП или внесения изменений в действующую АОП
  • состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность
  • порядок утверждения АОП и ввода в действие.

Адаптация общеобразовательной программы осуществлялась с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума, возрастных особенностей детей и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания
  • изменение структуры и временных рамок
  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего возраста с ЗПР и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, психических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа отражает основные аспекты образовательной среды для ребенка раннего возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда
  • характер взаимодействия со взрослым и с другими детьми

Система отношений ребенка к миру, другим людям, к самому себе.

Чтобы обеспечить выполнение образовательных и коррекционных задач, прописанных в Программе, команда специалистов разрабатывает индивидуальную программу развития каждого ребенка, которая включает в себя направления деятельности по выявленным проблемам, коррекционные задачи, формы и методы реализации этих задач. В индивидуальной программе развития назначается ответственный специалист за определенную сферу деятельности с ребенком. Как правило, с нашими детьми работают все специалисты Службы (воспитатель, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог). В ИПР также прослеживается мониторинг динамики развития ребенка.

Для работы групп кратковременного пребывания в Службе необходимо наличие следующих документов:

  • заявление родителей о зачислении ребенка;
  • заключение ПМПК;
  • договор с родителями (или их законными представителями);
  • режим дня или сетка занятий;
  • расписание занятий;
  • списочный состав детей;
  • образовательные программы;
  • индивидуальная программа развития на каждого ребенка с обязательным листом динамического наблюдения;
  • планирование коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы на год;
  • календарно-тематическое планирование занятий;
  • табель посещаемости;
  • отчет о проделанной работе каждого специалиста.

Разработанная нами модель кратковременного пребывания детей раннего возраста в службе позволяет сохранить эмоционально-личностную связь малыша и мамы, чтобы не пережить резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе ребенка в детское учреждение для полного пребывания. Кроме того, опыт работы групп показал, что включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и помогает родителям по новому видеть своего ребенка и относится к воспитанию, как сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к окружающему миру.

В данный момент группы кратковременного пребывания посещает более 60 детей ежегодно. Выпускники наших групп практически все имеют стойкую положительную динамику в общем развитии, а также показывают успешную адаптацию к условиям новой образовательной среды. Мы продолжаем интересоваться достижениями наших выпускников в стенах дошкольных образовательных учреждениях. Отрадно, что многие ребята успешны в разных творческих областях, а родители распространяют положительные отзывы о нашей работе среди населения города и округа.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дешкович Татьяна Владимировна. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Галина Владимировна Назарова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Попова Елена. Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
  • Мироненко Марина Ивановна. «Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания»
  • Масалыгина Оксана Владимировна. Коррекционно-развивающее занятие в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ. Тема «Овощи. Капуста».
  • Алина Охрименко. Конспект интегрированного занятия (с психологом)по теме 'Семья'для детей 2-3 лет с ЗРР(в группе кратковременного пребывания)
  • Агишева Оксана Владимировна. Работа группы кратковременного пребывания.
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Гущина Лариса Владимировна. Группа кратковременного пребывания в нашем ДО
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Косулина Наталья Владимировна. Сценарий досугового занятия «В стране Знаний» в группе кратковременного пребывания «Будущий первоклассник»
  • Шатохина Людмила. КОНСУЛЬТАЦИЯ — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Самусь Наталья Георгиевна. «Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Мастер-класс для воспитателей групп общеразвивающей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в процессе совместной деятельности с ребенком в условиях групп общеразвивающей направленности»
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь