Герасенко Елена Владимировна. Свободные формы организации художественного опыта дошкольников

Свободные формы организации художественного опыта дошкольников

Герасенко Елена Владимировна педагог дополнительного образования I кв. к. МБДОУ «Детский сад № 25» г. Братск Иркутская обл.

Для обогащения художественного опыта детей, педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с детьми как в детском саду, так и за его пределами. Это искусствоведческие беседы, познавательные прогулки, мастер-классы, проекты; разнообразная художественная деятельность на занятиях и в свободной деятельности. Многие из этих форм широко известны и давно используются на практике, некоторые новые и требуют апробации.

Выделим общие подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Она включает такие виды детской продуктивной деятельности: изобразительное творчество, художественный труд, художественное конструирование.

Изобразительное творчество – изображение предметов, явлений реального и воображаемого мира разными художественными средствами.

 

Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Художественный труд продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует.

Художественное конструирование – дизайн – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование предметной среды, осуществляемая в соответствии с требованиями и предназначенная для использования человеком.

Рассмотрим подробнее такие формы организации художественного опыта детей, как художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность.

Художественное экспериментирование сегодня понимается как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решает задачи познавательные, художественные, социальные. Экспериментирование связано с накоплением опыта проб и ошибок, выхода за пределы знакомого.

Роль педагога состоит в создании развивающей предметно-пространственной среды и проблематизации содержания детской деятельности. Недостаточно заполнить пространство предметами, нужно инициировать деятельность детей, и на первоначальном этапе показать приемы. В результате у детей формируется умение анализировать художественную задачу, раскрывать ее смысл, решать. В разных видах художественной деятельности дети, реально экспериментируя с различными материалами приобретают опыт и в последствии могут экспериментировать мысленно – планировать свою работу для достижения желаемого результата. Основа для детского экспериментирования – исконно детские виды деятельности игры. Обучение различным видам художественно-эстетического творчества происходит в доступных для ребенка формах. Важно создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами.

С раннего возраста ребенок в условиях экспериментирования узнает, что бумага легкая, плоская, рвется, мнется…; краски разноцветные, оставляют след, не стираются с бумаги…; пластилин мягкий, мнется, держит форму, на нем остается отпечаток, его можно намазать на дощечку. Это хорошо известные нетрадиционные техники рисования. В ходе этой деятельности, дети исследуют не только материалы и их свойства, но и самостоятельное воздействие на окружающие предметы с целью их практического освоения.

Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают открытия другого уровня. Она связана с поиском композиционных решений, передачи движения статичной фигурке, выражение настроения и характера персонажа, преобразование плоских тел в объемные и наоборот. Предметом поиска могут служить варианты развития сюжета.

Самостоятельная художественная деятельность детей возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Цель и содержание данной деятельности зависит от активности, инициативности, умений самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт самого ребенка.

Самостоятельное творчество – основной путь художественного развития ребенка. Считается, что этот процесс не поддается изучению, анализу, поэтому невозможно говорить о руководстве им. Самостоятельное творчество независимое, индивидуальное, имеющее наследственную предрасположенность. Это – стремление к самовыражению. Влиять могут лишь отдельные факторы. Нельзя упускать из виду роль окружения, влияющую на переживания детей. В таком случае, взрослые могут проектировать эту сферу деятельности детей и в условиях детского сада, и в условиях семейного воспитания.

Основа для самостоятельной творческой активности – структура знаний, умений, полученных ребенком. Опыт показывает, что в образовательном учреждении, в семье одни и те же объекты и явления отражаются в разных аспектах, часто противоположных. Чем больше информации, тем эффективнее развитие ребенка. Это дает возможность разнообразной поисковой деятельности, обеспечивает гибкость и динамичность детского мышления.

Важным условием развития самостоятельной художественной деятельности детей является потребность изображать окружающий предметный мир. Не только предметы, как таковые, но и предметность образов, явлений, эмоций. Потребность в данном случае выступает как мотив, предпосылка. Действия с различными предметами развивают психические процессы, материализуют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Доказано, что психические процессы, связанные с художественными переживаниями, эффективнее.

Понятие «предметно-пространственная среда» очень широкое, включает все условия жизни: культурные, экономические, природные. Развивающая предметная среда, способная обогатить художественную практику, является предметной, непосредственно содействует развитию, должна быть связана с практическими умениями детей, соответствовать возрасту. Ассортимент должен определяется спецификой видов деятельности, быть полифункциональным.

Разнообразие материалов, свобода выбора инициируют детское художественное экспериментирование, что важно для формирования самостоятельней художественной деятельности. Важно, художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность – свободные формы организации эстетического опыта детей, могут перерастать одна в другую.

Литература.

  1. Лыкова И.А., Проектирование образовательной области «Художественное развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., илл.
  2. Лыкова И.А., Буренина А.И., Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии. – ИД «Цветной мир», 2012. — 144 с., илл.
Просмотров: 389
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щекина Яна Викторовна. Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» «Снежинки — серебринки» старшая группа (5-6 лет)
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Шемякина Людмила Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» по теме «Открытка для мамы» в технике пластилинография
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Артемьева. НОД по образовательной области «Художественное творчество» на тему: «Матрешка» для детей старшего возраста
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Лёвушкина Людмила Александровна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. «Осенние месяца»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Диля Индусовна Миндиярова. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дружить - это здорово!»
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Упорова Елена Игоревна. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь