Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»

Калимуллина Рита Разифовна, г. Бирск – 2019г.

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития воспитанника. В этот время закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья воспитанника, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.

Все мы знаем, что такое ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни? Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение воспитанников основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

 

Вопрос об обучении ребенка дошкольного возраста сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Самое интересное и непонятное для ребенка — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет? Это только часть вопросов, которые задает ребенок любого возраста. Ответить самостоятельно на них, он не может, воспитаннику нужна помощь взрослого, т.е. наша педагогов и родителей.

Моя работа предусматривает валеологическое просвещение воспитанников и родителей: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Организованная образовательная деятельность построена по пяти разделам.

Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления воспитанников со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у воспитанников элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Раздел «Золотые правила питания. Овощи и фрукты – полезные продукты» предполагает дать воспитанникам представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Так же дать воспитанникам представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. Закрепить у дошкольников правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

Следующий раздел «Откуда берутся болезни. Помоги себе сам» из которого дети дошкольного возраста узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью. Так же формирование первоначальных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу.

Последний раздел «Человек и природа» знакомит воспитанников с охраной окружающей среды, с правилами поведения на природе, учит различать и называть лекарственные и ядовитые растения и грибы.

Для реализации поставленных целей я использую традиционные методы и инновационные технологий, такие как Су- джок терапия, дыхательные упражнения Коцудзо – Ниши, различные виды проектов.

Расскажу кратко о них.

Су- Джок терапия это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах ( «су» — кисть, «джок» — стопа)». Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского «пультом дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное же заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Оно просто не дает желаемого результата. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу воспитанника.

Суть Су-Джок терапии состоит в том, что:

  • во-первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но им характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему
  • во – вторых, детям дошкольного возраста нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Одни из нетрадиционных методов здоровьесбережения воспитанников является работа над правильным дыханием – комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши. Профессор утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма. При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений необходимо всего 7–10 минут.

К числу примеров инноваций, наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС, относятся так же проекты — проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников — от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию.

Я в своей работе разработала следующие проекты:

  • Познавательный проект для воспитанников младшей группы «Здоровей -ка». Цель: дать воспитанникам знания о человеческом организме, сформировать потребность в ЗОЖ, первые понятия о своем теле.
  • Краткосрочный проект «Использование игровой деятельности в формировании навыков самообслуживания и культуры поведения у воспитанников средней группы». Цель: формирование навыков самообслуживания и культуры поведения воспитанников младшей группы.
  • Педагогический проект по основам безопасного поведения в быту для воспитанников подготовительной к школе группы «Один дома». Цель: способствовать формированию основ безопасного поведения в быту.

Работая в детском саду, и организуя с детьми дошкольного возраста ООД и различные виды деятельности по формированию у них представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня, но не нужно забывать, что первыми помощниками в нашей работе являются родители.

Работа с родителями по валеологическому просвещению включает:

  • ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей дошкольного возраста;
  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие дошкольника;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, Су-джок терапии, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

Для достижения поставленных целей я разработала проект «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни», цель которого формировать в содружестве с родителями потребность к здоровому образу жизни у воспитанников.

Так же планирую в своей работе родительские собрания по темам здорового образа жизни, совместные праздники, различные виды консультации, памятки, индивидуальные беседы и многое другое. Совместно с родителями изготовили различные виды массажеров из бросового материала.

Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с воспитанниками имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Литература. Интернет-ресурсы.

  1. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. — СПб: Петроградский и К°, 1995.
  3. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. — М.: Флинта: Наука. 1999.
  4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
  5. Т.Э. Токаева. Будь здоров дошкольник. Программа физического развития детей 3- 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  6. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт. -сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  7. Интернет источники:
  8. Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. — С. 358-359.
Просмотров: 323
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Панина Елена Александровна. «Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников»
  • Колегова Елена Михайловна. Примерный план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома
  • Туралева Юлия Геннадьевна. «Здоровье дороже богатства» Методическая разработка По привлечению воспитанников к здоровому образу жизни. Для среднего дошкольного возраста
  • Ярмышко Эллина Игоревна. Нетрадиционные методы формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Криотерапия.
  • Боднарюк Марина Васильевна. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового образа жизни воспитанников.
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Кадыкова Марина Валерьевна. Семинар-практикум для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
  • Маркелова Ирина Анатольевна. Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Козлова Ирина Евгеньевна. «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь