Полякова Людмила Ивановна. Основные направления работы родителей с неговорящими детьми

Основные направления работы родителей с неговорящими детьмиДепартамент образования Администрации город Ноябрьск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»  Муниципального образования город Ноябрьск
ГОРОДСКОЙ  РОДИТЕЛЬСКИЙ  ЛЕКТОРИЙ ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
НА ТЕМУ: «Основные направления работы родителей с неговорящими детьми»
Подготовила:  Полякова Л.И. учитель-логопед,  первая квалификационная категория
        Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых помочь ему овладеть устной и в дальнейшем письменной речью.
        К сожалению, неговорящие до 3-х лет дети в настоящее время - явление нередкое. Учеными доказано, что речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что в свою очередь может привести к более серьезным нарушениям.


Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии.  Тогда перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные занятия или стоит подождать? Да, безусловно, необходимо!
       Что же нужно делать? Чем же родители могут помочь своему ребенку в сложившейся ситуации?
Прежде всего, как говорят врачи, «не следует заниматься самолечением». Это значит, что  в первую очередь необходимо проконсультироваться со специалистами: детским невропатологом, логопедом, психологом. Если специалисты все-таки выявили у вашего ребенка ЗРР, то на ваши плечи ложиться первостепенная работа, т.к. к сожалению, в нашем городе еще нет специализированных коррекционных групп для детей с ЗРР. Далее вам будут предложены советы по работе с неговорящими детьми, которые способствуют:
      развитию понимания речи;
      развитию слухового и зрительного восприятия;
      развитию внимания, памяти;
      развитию мелкой моторики;
      развитию артикуляционной моторики.
Все это в конечном итоге помогает развитию речи.
Советы родителям по работе с неговорящими детьми.
1.    Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2.    Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3.    Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
4.    Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5.    Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
6.    Рассказывайте, читайте детские сказки, стихи, потешки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7.    Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
8.    Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
9.    Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
10.    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой, потому что на кончиках пальцев находятся точки, которые стимулируют речевые центры головного мозга.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами помогает развитию речи. Упражнения для пальчиков начинают выполнять с младенческого возра¬ста. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
                   - поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
                   - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
                   - растирать пальчики спиралевидными движениями.
 Необходимо, чтобы дома  у ребёнка  были: конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок. Кроме того, игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Ладушки» и многие другие)     создают  благоприятный      эмоциональный фон, развивают уме¬ние подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают рече¬вую активность ребёнка.
12. Выполняйте гимнастику для язычка, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенны положений губ,  языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Проводить гимнастику для язычка, надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно  выполнять гимнастику для язычка», можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ  того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок».

Просмотров: 483
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Данченкова Светлана Николаевна. Комплексное занятие по развитию речи и развитию элементарных математических представлений На тему: «Что растёт на грядке?»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь