Довгань Ольга Анатольевна. Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Создание условий для самостоятельной деятельности детей1 слайд
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления… «Создание условий для самостоятельной деятельности детей при реализации
О.О. «Чтение художественной литературы»»
2слайд
- Свое выступление по данной теме я хочу начать с  притчи для детей от авторов А. Лопатиной и М.Скребцовой.
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках.
Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:

Скачать презентацию

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую.
—Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он, словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».
Очень мудрая и поучительная притча, смысл которой может не сразу дойти до понимания  детей.
3 слайд
Поэтому при проведении работы по реализации О.О.«Чтение художественной литературы» перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи: (их много, но я зачитаю основные) – зачитать 3
-  познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
- воспитывать бережное отношение к книге;
-  прививать любовь к чтению, интерес к прочитанном;
- расширять представления дошкольников об окружающем мире;
- формировать первичные ценностные представления и целостную картину мира;
- содействовать развитию литературной речи;
- приобщать к словесному творчеству;
- воспитывать эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях;
- обогащать лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
- способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания, воображения.
4 слайд
В названии  образовательной области  «Чтение художественной литературы»
достаточно точно отражена основная концептуальная позиция — не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение — вот лучшее учение» (А. С. Пушкин).
Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с различными  направлениями: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное», «Физическое».
5 слайд
Главная миссия области — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Чтение — условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.
Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» её с непосредственным интересом и увлечением.
6 слайд
В программе нет определённого (как раньше называлось, занятия) «Чтение художественной литературы», но оно необходимо при осуществлении различных образовательных областей, при проведении режимных моментов.
Утренний прием детей;
Художественное слово…
-Здравствуйте, ребятишки
Девчонки и мальчишки.
Проведение утренней гимнастики;
- Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся, пусть они не ходят к нам.
Раз – два, шире шаг! Делай с нами так!
Организация культурно- гигиенических навыков;
- Тёплою водою руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру.
Подготовка к приёму пищи;
- А у нас есть ложки волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда не осталось и следа!
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
- Рукавички-невелички прилетели, словно птички.
На левую ручку – скок! На правую ручку – скок!
Мы гулять пойдем, мы собачку найдем!
Подготовка ко сну, сон

- Спит зайчонок серенький под кустом!
Спит цветочек беленький под листом!
Села кукла Катенька на кровать!
Не пора ли девочке тоже спать?

Подъём детей
- Ну-ка, быстро просыпайся,
Себе, людям улыбайся, и делами занимайся!
7 слайд
Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Поэтому в каждом детском саду и существуют книжные уголки.  И ребёнок без помощи взрослого в уголке может действовать самостоятельно.
Цель создания уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса  к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов.
8 слайд
Чтение худ. литературы должно проходить в непринуждённой обстановке.  Необходимо обсудить с детьми выбор места для чтения.
Вместе с детьми педагог вырабатывает правила, которым дети группы должны следовать при чтении:
- дети располагаются вблизи взрослого и могут занимать любые места;
- каждый ребёнок может покинуть читающих, а затем, не отвлекая взрослого, присоединится к ним(свободный вход и свободный выход);
- не разрешается разговаривать и отвлекать других детей от слушания чтения книги.
Основным правилом для педагога, читающего детям, должна стать выразительность речи. Недопустим быстрый темп, монотонность.
9 слайд
Принцип, которого должны придерживаться при организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей, многообразие жанров произведений,  учет возрастных  и гендерных особенностей.
В оформлении уголка книги  воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество, его  по возможности располагают вдали от мест игр детей.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к общению с книгой, желательно дополнительное освещение.
Книги меняется в зависимости от темы образовательной деятельности: например, изучая  растения, нужно делать подборку книг по этой теме,  чтобы среда, в которой находятся дошкольники, была для них информативна, так как она способствует развитию у детей познавательных способностей, повышает их познавательную активность, а это является одним из важных условий успешного обучения.
10 слайд
Подготовленная среда  в моей группе включает в себя книги и дидактические материалы, которые отвечают интересам детей.
Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Материалы книжного уголка включают в себя:
- непосредственно книги разные по жанру и оформлению: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-вырубки, музыкальные книжки, книжки-раскладушки, книжки - панорамы, книжки-малышки, книги-энциклопедии, детские журналы; портреты писателей; правила правильного обращения с книгой (иллюстрации);
- материалы для сюжетно-ролевой игры «Книжкина «Скороя помощь»,    «Библиотека», «Книжный магазин»
- разные виды театров (настольный, магнитный, «рукавичка», пальчиковый, теневой и др..);
-  игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- кубики по сказкам;
- пазлы и разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- картинки с сюжетами литературных произведений;
-  диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: волшебная палочка и другие предметы, принадлежащие сказочным героям.
В книжном уголке также имеются материалы для творчества: раскраски, обводки, материалы для создания своих    книжек – малышек (старые журналы, отжившие свой век старые книжки и страницы, картон, писчая бумага, скотч), так как иллюстрированная книга приобщает ребенка к изобразительному искусству, здесь в уголке ребенок может реализовать свои творческие способности.
11 слайд
Роль взрослого в самостоятельных играх дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. И аккуратно направляет замысел и действия детей, используя советы, подсказки, вопросы и др. При этом воспитатель выступает,  как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов.
Естественно, чтобы ребёнок мог действовать самостоятельно, нужна предшествующая работа по обучению этим действиям.
Поэтому я учу детей бережно относиться к книге, знакомлю их с правилами обращения с ней, побуждаю следить за порядком в библиотеке, призываю ребенка убирать книгу и дидактические игры на место.
12 слайд
-С целью закрепления прочитанного, навыков выразительного чтения, развития раскрепощённости у детей организую театрализованною деятельность:  (драматизация, театр игрушек, плоскостной театр (на магнитах, фланелеграфе, теневой),  пальчиковый.
13 слайд
- Интеграцию образовательных областей художественная литература и труд можно  проследить в деятельности по починке книг.
В группе с детьми мы обращаем внимание на порванные, помятые книги, при их посильном участии детей «лечим» книжку. В младшей и средней группе дети наблюдают за действиями воспитателя по их ремонту. В старших группах важна мотивация детей на деятельность. Можно рассказать стихотворение:
Заболела наша книжка,
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею.
Можно рассмотреть с детьми чем «больна» книжка, спросить какие материалы могут понадобиться для её «лечения» и приготовить их. Раньше для книжной «больницы» использовались клей, цветная бумага и калька, сейчас же материалы совсем другие: самоклеющаяся плёнка, скотч и необходим совсем другой навык труда.
По окончании работы дети видят результаты своего труда и ещё с большей заботой относятся к книге и дорожат ею.
14 слайд
Реализуя в деятельности  О.О. «Труд» обучаю детей  создавать свои книжки – самоделки. Использую при этом различный материал (старые газеты, детские журналы, шрифты, картон, листы бумаги и др.), предварительно рассмотрев,  составляющие части книги. После этого книжку можно подарить детям младших групп, своему другу, родителям.
Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
Это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.
Углублённо работая по теме  «Приобщение ребёнка к книжной культуре», я выработала определённый алгоритм действий по дням недели.
По понедельникам мы «лечим» книги, которые нам будут нужны в течение недели. По четвергам изготовляем книжки-самоделки, в пятницу их дарим детям младшей группы, своим друзьям или родителям.
15 слайд
Перед тем как организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека», важно посетить настоящую библиотеку. После посещения библиотеки у детей остались яркие впечатления от встречи со сказочными героями, от интересно оформленных выставок, от того, что дети были непосредственными участниками диалога.
16 слайд
Естественно всегда нашими помощниками являются родители. Для них помещается информацию о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация располагается в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
Предоставляю советы, пожелания по поводу того, как организовать библиотеку для ребенка в домашних условиях.
Провожу различные акции, например: «Подари группе книжку», когда ребёнок очень гордый приносит из дома книжку,  показывает её своим друзьям и оставляет жить её в групповой библиотеке, после этого ребёнок и родитель получает благодарственное письмо в портфолио ребёнка.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы, театральные постановки.
Традиционными стали итоговые мероприятия в конце тематической недели: День рождения книжки, Праздник вежливости.
Художественная самодеятельность  детей — яркое средство педагогической пропаганды, показа достижений учебно-воспитательного процесса.
Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе. Большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия с тем, что происходило в книге. Такую атмосферу можно создать и сейчас, это занятие никогда  не станет старомодным, несмотря на современные средства массовой информации – видео, телевидение и компьютер.
Литература: программа «Успех» издательство «Просвещение»2012г, притча авторов А. Лопатиной и М.Скребцовой. (в сокращении)

Просмотров: 397
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Румянцева Галина Алексеевна. Проект «Необыкновенные книги» Изготовление книжки-самоделки «Топтышка»
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Корелина Наталья Сергеевна. ННОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»
  • Иванова Светлана Владимировна. «Роль книги в речевом развитии детей»
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Малая Светлана Владимировна. Планирование по темам недели «Чтение художественной литературы»
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Горбачева Юлия Анатольевна. НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь