Черемисова Алла Ивановна. проект 'Тайна орнамента обско-угорских народов'

проект  "Тайна орнамента обско-угорских народов"МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНЬ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РЯБИНКА»  С  ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Данигевич Виктория  гр. «Одуванчик»

руководители
Волоковых Любовь Михайловна воспитатель
Черемисова Алла Ивановна воспитатель
г.Нягань

Национальное  искусство угорских народов  тесно связано  с повседневной жизнью и бытом человека. Орнаменты обско-угорских народов разнообразны.
Исследуя искусство обско-угорских народов, мы решили  найти объяснение тайны орнамента.  Искусство северных народов называют искусством, рожденным на снегу.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Период  становления орнамента протекал в лесной зоне, где большое изобилие зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству предмета, животного. Народ изображал богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментной символике.
Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов  (орнаментов должно быть нечетное число), они являются условными символами солнца, земли, неба, зверей.  Символы-обереги переходили от матери к дочери.
В орнаментах записана история народа, они рассказывают о человеке, с какого он селения, род занятий, достаток, выполняют функцию оберегов. Некоторые орнаменты выполнялись в определенное время по случаю, какого либо события, например: вышивание медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику добывшего медведя. Мастерицы очень гордятся умением изготовлять красивые вещи. Вот почему предметы неповторимы.
Для изготовления изделий используют 5 цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость.
Платье. Для украшения  подола платья  национальным орнаментом используются длинные узкие полоски ярких цветов, которые обозначают разнообразие местного колорита. Голубая полоса – это радость, красная – благополучие. А эти вертикальные прямые линии напоминают нам о том, что с нами святые духи, которые защищают нас.
Сумочка. Сделана она из белого шелка – обозначает удачу и красоту снежных просторов. В центре - орнамент в розетке шишка – это семья. Как из семечка вырастает  дерево, так из маленького   вырастает сильный, работящий человек.
Игольница, украшенная бисером. Игольница предмет для каждой женщины. У хорошей хозяйки каждая иголка имеет свое место. Это не просто предмет обихода – это оберег. В центре игольницы – орнамент птица.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема:         Тайна орнамента обско-угорских народов.
Актуальность:  Сохранение и развитие уникальности и орнамента обско-угорских народов.
Цель:         Раскрыть тайну об орнаменте обско-угорских народов.
Задачи:
•    Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов обско-угорских народов
•    Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент обско-угорских народов
•    Развивать мышление творческую способность
•    Воспитывать интерес к искусству обско – угорских народов
Гипотеза:     Я узнаю тайну об орнаменте обско – угорского народа, буду умело применять знания в изготовлении изделий.

Тип проекта:     Творческо-исследовательский
Вид:            Среднесрочный


1 этап.     Сбор информации для копилки проекта.
•    Подбор научной и художественной литературы
•    Поиск информации в СМИ
•    Встреча с представителями обско – угорских народов.
•    Рассматривание орнаментов обско – угорских народов
•    Просмотр видеофильмов, слайдов.
•    Беседа с родителями.


2 этап     Систематизация собранной копилки.
•    Оформление фотоальбома
•    Беседа: Природа орнаментального искусства.
•    Изготовление изделий с использованием орнамента
•    Изготовление орнамента на основе орнамента обско-угорских народов.
3 этап     Результат
•    В результате полученных знаний изготовлены (сшиты) : платье, сумка, игольница, носки (связаны)
•    Создали библиотеку по теме: «Орнаменты обско-угорских народов».
•    Банк развивающих игр (Приложение №1)
•    Оформленный  фотоальбом (Приложение №2)
•    Слайд программа (Приложение №3)

4 этап     Презентация проекта в группе, МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»
Слайд программа: «Тайна орнамента»
Новизна проекта
Изучила историю создания  орнамента обско-угорских народов и научилась шить и украшать изделия.
Дальнейшее использование
•    Использование мини-библиотеки детьми МАДОУ МО г.Нягань детский сад №6 «Рябинка».
•    Использование орнамента в изготовлении изделий для музея детского сада.

Наряд для куклы своими руками

Каждый орнамент имеет свое значение

В орнаменте - история народа

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я узнала, что природа была источником создания орнамента. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии национального колорита. Надо сохранить культуру обско-угорских народов. Орнаменты красивы в них все предметы Родины моей.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Вершинина Е.,  Голоса древних культур,  Ханты-Мансийск – Екатеринбург, 2008,  стр. 126
2.    Кудрявцев В. Т.,  Ребенок и декоративно- прикладное искусство обских угров, Москва, издательство ИКАР, 2003, стр. 161.
3.    Куриков В., С верой и надеждой - в 3 тысячелетие, Ханты- мансийский округ, издательство Зевс, 2000, стр. 190.
4.    Шешкин П. Е., Мансийские орнаменты,  Петрозаводск, издательство «Просвещение», 1993, стр. 88

Просмотров: 526
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Стародворская Ирина Юрьевна. Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
  • Кадиева Фарида Устархановна. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
  • Наталья Невзорова. Презентация для публикации тема: 'Дружба народов: Россия, Грузия, Азербайджан'
  • Рогулина Нина Анатольевна. Презентация 'КУКЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРА'
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Самко Татьяна Евгеньевна. Проект — презентация 'Подвижные игры разных народов'
  • Редактор. Бисер в истории народов
  • Фролова Е. В. Згурськая Е. А. Чаусова О. А. Проект «Кузбасс – содружество народов»
  • Афутина Татьяна Викторовна. Сценарий спортивного развлечения «Путешествие по играм народов севера» для старшей группы
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Вафина Юлия Юсуповна. Игры народов Поволжья
  • Скобёлкина Елена Викторовна. Сценарий спортивно-музыкального праздника для средней, старшей и подготовительной групп ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
  • Асадуллина Айсылу Искандеровна. Проект 'Народная культура и традиции татарского и русского народов'
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Занятия с детьми старшей группы - День Дружбы народов Поволжья
  • Меденко Динара Рашидовна. План-конспект развлечения в старшей группе «Игры народов Мира»
  • Дюсекеева Сания Алтаевна. Приобщение дошкольников к этнической культуре народов Казахстана
  • Мозгачева Юлия Дамировна. Музыкально-творческая композиция «Ярмарка народов Поволжья»
  • Мамонтова Ольга. Народное и культурное наследие народов мира «Откуда мы родом?»
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Сценарий фестиваля народов Поволжья «Путешествие по Волге-матушке»
  • Доброгорская Ольга Викторовна. Конспект спортивной тренировки в подготовительной группе «Подвижные игры народов Крайнего Севера».
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Гусева Валентина. ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
  • Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Камашева Нафиса Имамовна. Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
  • Гостюхина Наталья Викторовна Гаранина Светлана Владимировна Дегтярева Ирина Константиновна. Праздник ко Дню Единства «Игры и забавы народов России»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь