Ботвиньева Татьяна. Обследование сформированности фонематического восприятия у детей с ТНР

Обследование сформированности фонематического восприятия у детей  с ТНРЗадание 1 «Угадай, что звучит?»

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

Инструкция: Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит.

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит.

Оборудование: музыкальные инструменты (дудка, барабан, маракасы, колокольчик, металлофон, бубен).

Критерии оценки:

1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.

2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.

3. Более 3 ошибок – 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 2 «Внимательные ушки»

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Инструкция:

а) «Кто позвал?».

Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)

Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).

б) «Кто так кричит?»

Оборудование: предметные картинки: кошка, котенок, свинья, поросенок, коза, козленок, корова, теленок.

Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

— кошка — котенок;          мяу (низко)        мяу (высоко)

— свинья — поросенок;     хрю (низко)        хрю (высоко)

— коза — козленок;           мэ (низко)           мэ (высоко)

— корова — теленок;         му (низко)           му (высоко)

в) «Близко-далеко»

Оборудование: игрушечные котята черный и белый.

Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Педагог за ширмой имитирует голоса.) Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?

Мяу (громко) — белый; Мяу (тихо) — черный.

Критерии оценки:

1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.

2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.

3. Более 3 ошибок – 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3 "Покажи картинку"

Цель: выявить уровень сформированности навыка различения слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию

Оборудование: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, мишка – миска, кошка – кочка, мышка – мишка, бочка – почка).

Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка.  

Критерии оценки:

1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.

2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.

3. Более 3 ошибок – 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 4 "Повтори, как я скажу"

Цель: выявить уровень сформированности навыка дифференциации слогов

Инструкция: Послушай. Повтори так же.

аиу       па – ба       та – да – та       пух – мех – мох

иоу       да – та       га – ка – га        кот – год – ход

уои        ва – вя        ха – ка – ка      дом – дам – дым

ауио       га – ка       на – ма - ма       бак – бык – бок

оуиа       ха – ка       ма – мя – ма       копка – кепка - папка

Критерии оценки:

1. Правильное повторение всех рядов – 1 балл.

2. Частичное выполнение задания – 0.5 балла.

3. Ошибки при повторении всех рядов – 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 5 "Поймай звук"

Цель: выявить уровень сформированности навыка выделения заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком "м" - выделение звука из ряда слогов

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком "м" - выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

Критерии оценки:

1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.

2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.

3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.

4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.

Ошибкой считается пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 6 «Назови первый (последний) звук в слове»

Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

Лексический материал: аист, Иван, утка, арбуз, Илья, улитка, альбом, иголка, улица.

Критерии оценки:

1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.

2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.

3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.

4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.


Диагностическая карта

обследования уровня сформированности

фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР

№ п/п

Ф.И. ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение высоты, силы, тембра голоса

Различение в предложениях слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Сформированность навыков элементарного звукового анализа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Просмотров: 645
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Левченко Ольга Сергеевна. Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Хитрина Любовь Анатольевна. Конспект занятия по Валеологии с детьми среднего возраста. Тема: Правильное питание.
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Рудова Ольга Сергеевна. Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Павленко Елена Евгеньевна Мукужанова Татьяна Петровна. Досуг с детьми подготовительной логопедической группы «Правильное питание»
  • Баринова Светлана Николаевна. Педагогическая статья 'Обучение звуковому анализу слов'
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Коняхина О. Н.. Дидактическая игра «Что любит моль?» Автоматизация звука Ль предложениях
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Тюнина Валентина Анатольевна. Дидактические игры на закрепление навыка дифференциации звуков С-Ш
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Кравцова Мария Андреевна. Авторская разработка 'Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'
  • Канева Елена Васильевна. Автоматизация звука [p] на лексическом материале «Профессии»
  • Полякова Людмила Ивановна. Практический материал по автаматизации звуков
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Долганова Ольга Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима», автоматизация звука «Ш».
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Смольникова Наталья Юрьевна. Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку на новый лад «Красная Шапочка».
  • Шорникова Наталья Александровна. Конспект логопедического занятия на тему: «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».
  • Самардак Лилия Николаевна. Автоматизация звука Р «Сказочный дом»
  • Ренжина Дарья Николаевна. Конспект занятия по теме: 'Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь